На пленарном заседании Государственной Думы 5 апреля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Валерий Гартунг:
Добрый день! Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Наша фракция также присоединяется к уже высказанным сегодня соболезнованиям семьям погибших и пострадавшим в этом страшном теракте в Санкт-Петербурге.
Кроме того, не могу не сказать о том, что мы также считаем очень опасной тенденцию на введение ограничений на проведение встреч избранными депутатами со своими избирателями. Это очень опасная тенденция. Если мы легитимно избранных депутатов будем в этом ограничивать, то мы открываем простор для нелегитимного применения этой ситуации и использования её, мы уже видели, как это может происходить, и, к сожалению, в разных странах это приводит к тяжёлым последствиям для страны. Нам бы не хотелось, чтобы мы пошли по такому пути и поэтому мы считаем, что нужно к данному вопросу ещё раз вернуться и ещё раз его внимательно рассмотреть.
Кроме того, чтобы у нас, у граждан не возникало поводов для выхода на массовые мероприятия, мы, прежде всего, должны уделить внимание экономике и это, конечно же, укрепит наши возможности, в том числе, и в борьбе с терроризмом.
Я сегодня хотел дать вам небольшую информацию о ситуации в промышленности. И на примере нескольких видов отраслей хотел бы показать, что же сейчас происходит.
Я не стал брать всю технику, взял только несколько видов номенклатуры специальной техники. Если вы посмотрите по годам, то вы увидите, что, к сожалению, производственные мощности и производство по многим видам техники снижается. Если взять период с 2013-го по 2016 год, то, например, по бульдозерам идёт снижение. Я говорю именно о российских производителях.
Кроме того, если мы посмотрим на мощности, которые сегодня существуют в российской промышленности, они позволяют многократно увеличить производство, если только мы примем соответствующие меры для того, чтобы стимулировать производителей российской продукции.
Теперь я хотел бы показать ситуацию в целом, какую долю российские производители занимают на рынках. Вы увидите, что, к сожалению, по некоторым позициям доля российских производителей катастрофически мала при том, что загрузка мощностей этих производителей тоже минимальна.
Кроме того, если вы посмотрите по некоторым видам, например, по прицепной технике, то вы увидите, что в последний год идёт рост доли российских производителей на российском рынке. Это следствие принятого нами закона о введении утилизационного сбора, где фактически мы поставили заслон на ввоз автохлама, который завозился под предлогом использования для личных нужд. Мы видим положительную динамику, и мощности наши загружаются, и доля на российском рынке растет.
К сожалению, таких примеров положительных не так много, еще один пример приведу, когда позитивные действия российского Правительства приводят к положительным результатам. Это постановление Правительства №1432, по которому осуществляется поддержка производителей сельхозтехники. Мы видим, что, например, колесные трактора сельхозназначения показали рост именно российского производства за последние три года примерно с 30-процентым ежегодным ростом, это примерно двукратное увеличение.
К сожалению, позитивные примеры на этом заканчиваются, и я перейду к тем предложениям, которые наша фракция уже высказывала, хотел бы с этой трибуны еще раз их повторить. Что нужно делать для того, чтобы мы эти положительные тенденции закрепили?
Прежде всего, нужно распространить постановление Правительства №1432 о поддержке производителей сельскохозяйственной техники на другие отрасли, на ту же строительно-дорожную технику, о которой я сегодня вам приводил пример по бульдозерам, каткам, фронтальным погрузчикам, экскаваторам, асфальтоукладчикам, прицепной технике. Это дало бы тоже позитивный эффект, но только уже в гораздо большем масштабе.
Я позавчера провел экспертный совет, где руководители предприятий отрасли фактически высказали свои замечания. Они приводят статистику, к сожалению, не очень веселую о том, что фактически 44 закон и 223 федеральный закон не обеспечивают преференции для закупок техники российского производства.
Мы здесь уже много раз об этом говорили, о так называемых закупках у единственного поставщика, но, к сожалению, видимо нам придется с вами править эти законы для того, чтобы более жёсткий критерий установить. Речь идёт о закупке техники, которая производится в Российской Федерации, и не касается техники, аналогов которой в Российской Федерации нет.
К сожалению, очень часто на российский рынок попадает техника, минуя всякие контрольные процедуры. Например, под предлогом ввоза для личных нужд завозится всё что угодно, вплоть до цистерн для перевозки опасных грузов. Причём, мало того, после завоза на территорию Российской Федерации вообще нет процедуры контроля за состоянием этих ёмкостей. Мы предлагаем в техосмотр включить процедуру дефектоскопии металлоконструкций, цистерн.
Постановление Правительства №81 от 6 февраля 2016 года, которым был утверждён перечень техники, на которую распространяется утилизационный сбор. К сожалению, почему-то из категории прицепов выпали полуприцепы. Всем понятно, что полуприцеп является составной частью группы "Прицепы". Прицепы вообще делятся на полный прицеп, полуприцеп и полуприцеп с центральной осью. Но почему-то вдруг теперь полуприцеп трактуется так, что он не включается в категорию прицепов. И фактически, если мы посмотрим две эти категории, то мы увидим, что по прицепам доля российского производителя на нашем рынке растёт, по полуприцепам падает.
О чём ещё говорят промышленники? Очень дорогие кредиты. Мы наблюдали за последние полгода первый шаг по снижению учётной ставки Центробанка. Но при таком разрыве между уровнем инфляции и учётной ставки Центробанка фактически кредиты для промышленных предприятий являются недоступными. И, учитывая, что китайские производители фактически бесплатно заводят технику на российскую территорию и отдают её с отсрочкой платежа до полугода, это является серьезным конкурентным преимуществом для китайских производителей и выдавливает российских производителей с российского рынка.
Не в пользу российских производителей работает, конечно, последняя тенденция укрепление курса рубля. Мне кажется, здесь российское правительство не использует все свои рычаги для управления этой ситуацией. Здесь теряют не только долю рынка российские производители, но и сам бюджет теряет от укрепления рубля. По подсчетам примерно 1,5 триллиона в год мы теряем на разнице между курсом, который заложен в проекте бюджета, и курсом, который сейчас в реальности мы имеем. Если мы возьмём эту разницу и умножим на выручку, то мы увидим, что фактически 1,5 триллиона рублей за год мы недополучаем в бюджет. Этих денег вполне достаточно для того, чтобы решить все проблемы не только промышленности, но и социальной сферы.
Каким образом можно было бы решить все эти проблемы? Конечно, Центробанк мог бы провести дополнительную эмиссию, но не эмиссию в широком смысле, а направить средства для финансирования конкретных отраслей, о которых я сегодня сказал.
В целом, я считаю, что ситуация в российской промышленности обнадеживающая. Никакие санкции, никакие цены на нефть не способны эту ситуацию сломать. Нужны только меры, о которых мы сказали: меры со стороны российского Правительства и меры, которые мы, как законодатели, должны внести в законодательство о закупках. Спасибо.