На пленарном заседании Госдумы 24 марта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Федот Тумусов:
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
На следующей неделе в Архангельске состоится Международный арктический форум. Ожидается, что в нем будет принимать участие Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, а также президенты Финляндии и Исландии. Это означает, что там будут обсуждаться стратегические приоритеты развития Арктического региона.
Надо сказать, что вопросам развития северных территорий и в царское и в советское время российское государство уделяло особое внимание. "Могущество российское прирастать будет Сибирью и Северным Ледовитым океаном", говорил великий русский учёный Михайло Ломоносов. И, наверное, совсем неслучайно местом проведения форума выбрана родина Ломоносова Архангельск.
В советское время были разработаны и реализованы уникальные социальные технологии по привлечению и закреплению людей на Северах. Районные коэффициенты и северные надбавки к зарплате, бронирование квартир, целевые вклады, северный завоз и многое-многое другое, в том числе, выравнивание цен и тарифов, оплата проезда.
С распадом Советского Союза вся эта система тоже рухнула. Долгое время у нас Арктика и Север были в забвении, но благодаря Президенту страны в последнее время государство начало уделять пристальное внимание развитию Арктики и Севера. Конечно, всё это имеет и экономические, и геополитические основания.
Создана и действует Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. Возглавляет её креативный энергичный вице-премьер Дмитрий Олегович Рогозин.
Нет никаких сомнений в том, что вопросы государственной безопасности, военного характера будут решены на высочайшем уровне. И к вопросам инвестиционного, экономического развития Арктики проявляют интерес могущественные мировые компании. Несомненно, они нацелены на крупный экономический успех. Своего, как говорится, не упустят.
Но я с этой высокой трибуны хотел бы поговорить о человеческом измерении, о самочувствии и развитии человека в Арктике.
Первая и, может быть, самая острая проблема это оказание медицинской помощи населению Арктики. "Благодаря" проводимым в последние годы реформам в здравоохранении сегодня арктическая медицина находится в плачевном состоянии. Дело в том, что нормативы финансирования оказания медицинской помощи, разработанные Правительством, Минздравом России, совершенно не учитывают специфики Арктики, всех северных территорий, не учитывают малонаселённость, более того, отдалённость населённых пунктов. И туда, естественно, ни молодой специалист, ни тем более хороший специалист за мизерную зарплату работать и жить не поедет.
В городе Среднеколымске, основанном указом великой императрицы Екатерины II, в больнице есть маленький музей развития арктической медицины, и там есть экспонаты, говорящие о том, что русский царь, отправляя на работу дипломированного врача, выплачивал ему подъёмную, высокую по тем временам заработную плату.
Мы все понимаем, что улучшать медицинское обслуживание жителей Арктики старыми методами невозможно, да, наверное, и не нужно. В своём Послании Федеральному Собранию Президент Владимир Владимирович Путин дал чёткую картину того, в каком направлении нужно двигаться. Это телемедицина и модернизация санитарной авиации.
В течение двух лет любое мало-мальски медицинское учреждение должно быть обеспечено высокоскоростным интернетом. Технически задача выполнимая, правда, в основном через спутник, но выполнимая.
Каждое маленькое медицинское учреждение должно быть оснащено медицинскими роботами от телемедицины. Если сегодня для жителей маленького отдалённого населённого пункта пройти элементарную медицинскую консультацию проблема почти неразрешимая в силу материальных и транспортных трудностей, то завтра при появлении телемедицинских услуг это станет вполне реальным, не выезжая с места жительства.
Сегодня санитарная авиация зачастую это просто транспортировка больного. Стоит задача сделать, если хотите, летающие медцентры. Я бы туда добавил и реальную реализацию проекта мобильной медицины, когда мобильные медицинские бригады не эпизодически, как сейчас это делается, а на постоянной профессиональной основе занимаются мониторингом, лечением жителей в северных населённых пунктах, они работают по принципу трёх "в": выехал, выявил, вылечил.
И тогда новая система, состоящая из стационарного медицинского пункта телемедицины, мобильной медицины работала бы на главную целевую установку здравоохранения увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
Вторая крупная болезненная проблема, о которой я хотел сказать это проблема транспортной мобильности жителей Арктики. У нас самые низкие показатели по стране по транспортной мобильности.
Минтранс, выполняя поручение Президента, разработал программу субсидирования цен на авиабилеты и сегодня из Якутска до Москвы можно улететь, если повезёт, за 7 тысяч рублей. Но если я живу, скажем, в том же Среднеколымске, то надо ещё доплатить до 30 тысяч рублей. Разве это справедливо?
Необходимо разработать общероссийскую программу субсидирования цен на авиабилеты для жителей Арктики, подчёркиваю, общероссийскую, потому что регионы, субъекты Федерации не могут это сделать.
Уважаемые коллеги, я, как депутат Госдумы, работаю в составе Постоянного комитета парламентариев Арктических государств. И на одном из заседаний комитета в Канаде мы слушали доклад одной крупной добывающей компании. В числе прочего узнали о том, что ее представители вели переговоры с коренными жителями о разрешении использования земель в течение аж пяти лет. У нас это называется общественные слушания, и зачастую они проводятся формально.
Я спросил у докладчика: а в чём же была главная проблема в ходе переговоров? Может быть, цена аренды земли? Как ни странно, оказалось, что главная проблема была во взаимопонимании. Жители думали, что их пытаются обмануть, а представители компании думали, что они их видеть не хотят. Понадобилось пять лет, чтобы они начали понимать и доверять друг другу.
Во всём мире с большим уважением относятся к так называемым традиционным знаниям коренных народов Арктики: проводят исследования традиционных знаний, издают книги, снимают фильмы. И нашим бы крупным компаниям, приходящим осваивать просторы Арктики, перенять этот опыт.
И в заключительной части своего выступления я бы хотел несколько слов сказать о правовых и международных аспектах развития Арктики. Мы должны исходить из того, что Россия никакая не европейская, ни тем более азиатская цивилизация, Россия настоящая северная цивилизация. И в ведении диалога с восемью арктическими государствами подобающую роль должна сыграть Государственная Дума.
Но, на мой взгляд, внимание руководства Государственной Думы в этом направлении следовало бы усилить. Мне кажется, деятельности Постоянного комитета парламентариев Арктических государств надо бы уделять такое же внимание, как это делается в отношении работы депутатов с европейскими коллегами, а у нас же пока иногда даже состав делегации урезают.
Или такой пример. Возникла необходимость выбирать нового председателя Постоянного комитета конференции Арктических государств, но с российской стороны мы даже не смогли выдвинуть кандидата на эту должность, хотя, конечно, достойнейшие люди и у нас есть. А ведь известно, что американцы уделяют огромное внимание составу руководства Постоянного комитета.
В настоящее время на законодательном уровне не определена ни территория, ни границы Арктической зоны Российской Федерации. В международно-правовой доктрине под Арктикой традиционно понимается часть Земного шара, центром которого является Северный полюс, ограничивающий Полярный круг. При этом отсутствуют международные соглашения, закрепляющие единые общепризнанные понятия Арктики. Правовой статус арктического пространства прямо не регламентирован на международном уровне. Фрагментарно правовой режим Арктики определяется национальными законодательствами арктических стран и международно-правовыми соглашениями преимущественно в сфере охраны окружающей среды.
На сегодня в России отсутствует единый акт, регламентирующий вопросы, связанные с определением территорий и границ Арктической зоны Российской Федерации. Сегодня основными нормативно-правовыми актами для определения состава Арктической зоны Российской Федерации для реализации мероприятий и государственной политики РФ в Арктике являются указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства.
Вместе с тем, федеральными и конституционными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия Правительства в определении Арктической зоны РФ не установлены, в связи с чем Правительство не может принять акт об установлении состава Арктической зоны Российской Федерации.
В общем, по вопросам законодательного обеспечения развития Арктики и всех северных территорий мы в большом долгу перед нашими избирателями. Спасибо за внимание.