Деньги на развитие
Депутат Анатолий Аксаков о поиске новых источников финансирования инфраструктурных проектов
Анатолий Аксаков, 27 февраля 2017
см. также ↓На Российском инвестиционном форуме, который откроется сегодня в Сочи, как правило, с разных точек зрения рассматриваются возможные подходы к стимулированию роста экономики нашей страны. И рано или поздно эти обсуждения упираются в главный вопрос: где взять деньги. Будь это обновление основных фондов, программы импортозамещения, развитие регионов, поддержка уже построенных спортивных объектов или внедрение новых технологий без длинных и недорогих ресурсов, без существенных инвестиционных вливаний дело идет медленно, а это грозит экономическим отставанием от развитых стран и ухудшением качества жизни населения.
Сегодня на всех уровнях власти есть понимание, что России необходима новая парадигма экономического развития, и Правительство уже какое-то время работает над стратегическим планом развития экономики страны. На мой взгляд, центральным элементом такой парадигмы необходимо сделать поиск и активизацию внутренних источников инвестирования. При этом приоритетным направлением финансирования должны стать инфраструктурные проекты, реализация которых создает мультипликативный эффект, стимулирует развитие сразу нескольких смежных отраслей экономики. Такой подход позволит использовать существующие ресурсы с максимальной отдачей.
В настоящее время уровень инвестиций в отечественную инфраструктуру примерно соответствует среднемировому уровню и оценивается российскими и мировыми экспертами в 3,5% ВВП. Но даже таких вложений недостаточно, чтобы преодолеть отставание, вызванное недофинансированием в 1990-е и в начале 2000-х годов.
Государство в России традиционно является необходимой движущей силой инфраструктурного развития, однако госинвестиций не хватает, поэтому дополнительные инвестиции в инфраструктуру должны ориентироваться прежде всего на рыночные, а не на бюджетные источники. Необходимо более масштабное привлечение частных вложений, ключевым источником и проводником которых могла бы стать банковская система России. Она обладает значительными ресурсами для обеспечения поточного финансирования проектов ее совокупные активы в 83 трлн рублей сопоставимы с размером российского ВВП. Тем не менее, существует целый ряд факторов, в том числе в нормативно-правовом поле, препятствующих развитию инвестиционного банковского кредитования.
Для решения проблемы стимулирования кредитования можно было бы в первую очередь расширить и перенастроить доступный финансовый инструментарий. Среди очевидных мер более активное снижение ключевой ставки, для которого у Банка России есть все основания: уровень инфляции сейчас практически вдвое ниже, чем ключевая ставка. Банки могли бы снизить проценты по кредитам, заемщики активнее предъявляли бы спрос на деньги, результатом стало бы общее оживление кредитного рынка и мобилизация свободных ресурсов в интересах экономики.
Еще одна очевидная мера более активное использование специнструментов рефинансирования Банка России. Нужно существенно увеличить объемы средств, предоставляемых банкам в рамках специнструментов. Для обеспечения целевого использования этих ресурсов можно было бы рефинансировать прежде всего кредиты реальному сектору экономики, в том числе с использованием проектного финансирования, синдицированного кредита, секьюритизации и лизинговых операций.
Рынок синдицированного кредитования имеет большой потенциал с точки зрения привлечения инвестиций в крупные инвестиционные проекты, в том числе инфраструктурные. При этом рынок синдикаций в нашей стране развит слабо: в 2015 году объем совершенных в России сделок синдицированного кредитования составил лишь $6 млрд, что в 14 раз меньше, чем, к примеру, в Италии. Одна из причин такого положения дел недостаточная правовая база. Проект закона, регулирующего синдицированный кредит, готовится Правительством с 2014 года и до сих пор не внесен в Госдуму.
Для создания полноценно функционирующего рынка синдицированного кредитования необходимо ликвидировать существующие в данной сфере правовые пробелы, а также внести изменения в Налоговый кодекс для исключения обложения НДС части выплат по синдицированному кредиту. Согласовать и внедрить стандарты первичного и вторичного рынков синдицированного кредитования. Организовать и провести пилотные сделки, осуществить широкое тиражирование полученного позитивного опыта, а затем приступить к формированию вторичного рынка синдицированного кредитования. С учетом того, что синдицированный кредит является основой всех современных моделей финансирования, создание в России полноценного рынка синдикации придаст мощный импульс использованию проектного финансирования, секьюритизации, лизинга и торгового финансирования для поддержки перспективных проектов в реальном секторе экономики.
Стимулирующей мерой, направленной на развитие долгосрочного банковского кредитования, должно стать и дальнейшее совершенствование гражданского законодательства. В частности, необходимо снять ограничение на круг потенциальных кредиторов по кредитным договорам для развития вторичного рынка требований по кредитам, уточнить положения об уступке прав по договору кредита, устранить неопределенности относительно права банков взимать непроцентные вознаграждения по кредитным договорам, а также расторгать такие договоры и требовать досрочного возврата кредита в предусмотренных договором случаях.
Законодательство в банковской сфере также необходимо доработать, чтобы повысить эффективность регулирования, влияющего на кредитную политику банков. В частности, следует исключить ситуации, когда долгосрочное кредитование подпадает под критерии кредитования на пополнение оборотных средств, что приводит к неоправданному увеличению резервирования. Кроме того, необходимо создать правовую основу для использования залоговых счетов, а также решить вопрос с чрезмерно длинными в силу работы судебной системы сроками реализации залогов.
Для стимулирования инвестиционного банковского кредитования целесообразно также внести ряд изменений в нормативные документы Банка России. Прежде всего, это изменения в Положение № 254-П, направленные на увеличение нормативного срока реализации залогов и совершенствование оценки резервов по ипотечным кредитам, на учет специфики деятельности проектных компаний, а также особенностей деятельности управляющего залогом и расчета размера резервов при синдицированном кредитовании.
Источник: Известия