17 февраля Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 1060860-6 "Об образовании для всех". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступил Олег Шеин:
Основная дискуссия это дискуссия о будущем и независимо оттого, чьё сегодня большинство в российском парламенте, она важна, потому что, прежде чем рождается действие, рождается всегда мысль, а мысль может рождаться только по итогам обсуждений.
Мы должны понимать, что те страны, которые подчас бывают богаты природными ресурсами, живут в нищете, независимо от того, есть там таблица Менделеева или её нет.
Я уже эти цифры здесь в этом зале озвучивал, но ещё раз повторю: в России сегодня валовый национальный продукт составляет 90% от валового продукта Южной Кореи страны, где нет ни нефти, ни газа, ни алмазов, ни широкой палитры цветных и чёрных металлов, ничего там нет, но там доля расходов на образование в четыре раза выше, чем в Российской Федерации, вот основа процветания.
Эти люди, которые говорят: не надо давать денег на образование это реально, по факту враги Отечества, потому что эти люди роют могилу для будущего Российской Федерации, надо понимать эти вещи.
Что касается финансирования. Ведь мы должны говорить не об объёмах в деньгах, мы должны говорить о пропорциях, о долях. В странах первого мира доля расходов на образование составляет 5-6% от всей экономики этих стран, в России 3,7%, в Турции 4,1%, в Польше 5,5%, в Таиланде 6,1%, то есть, даже страны третьего мира сегодня гораздо больше делают для будущего, чем это делает российское Правительство. Да, есть некие достижения, но ведь достижение это то, что основано на большом фундаменте предыдущей советской модели образования, плюс, безусловно, на деньгах, которые из последних сил платят российские родители (цифра уже называлась). Доля личных расходов граждан достигла уже 60% от доли расходов государства. Но если у российских работников отнять заработную плату, этот процесс и происходит. Я напомню, что минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации сегодня ниже, чем в Лаосе и ниже в два раза, чем в Турции, а этот источник, безусловно, не сможет быть эффективным.
Далее. Насколько востребованы люди с образованием? Тоже только один ряд цифр. Понятно, что выпекают подчас очень много людей невостребованных профессий: юристов, бухгалтеров. Но если мы посмотрим долю по занятости, то мы увидим, что люди с высшим образованием, подчас работающие не по профессии, тем не менее трудоустроены уже в 23 года, 97% из них. А из людей, не имеющих высшего образования, трудоустроены порядка 89%. А те, кто закончил только школу, трудоустроены лишь на 80%. То есть, образование даёт, в первую очередь, развитие нейронов, развитие левого полушария головного мозга, даёт разум человеку. Этот человек, даже не имея возможности устроиться по своей профессии, устраивается по другой, и платит налоги, и оказывается полезным гражданином в обществе, и продвигает общество вперёд. Поэтому те, кто говорит давайте не будем давать денег на образование, по сути дела, речь идёт именно об этом со всеми рассказами по поводу отсутствия якобы средств в бюджете Российской Федерации, собственно говоря, как раз и формирует безработицу в Российской Федерации.
Далее, что касается акцентов. Федеральный бюджет или региональные бюджеты? Это старая совершенно фальшивая дилемма, сводящаяся к тому, что федералы умыли руки и сказали: это не наше и сбросили всё на регионы. И если мы посмотрим уровень финансирования из федерального бюджета в реальных рублях за вычетом инфляции, то мы увидим, что по сравнению с 2011 годом реальное финансирование из федерального бюджета у нас сократилось примерно на 20%. Просели и региональные бюджеты., они находятся в ситуации ножниц, когда есть майские указы Президента, требующие повышать заработную плату, только не ставки, а заработную плату конкретных педагогов, и в этих условиях регионы идут на мероприятия по увольнению учителей и по переуплотнённости в классах. И совершенно понятно, что если в классе вместо 25 учеников сидит 30 или 35, а это происходит сегодня повсеместно, по всей территории Российской Федерации, то нет уже адресного подхода к этому ученику.
И не надо говорить о тех параметрах, которые есть сегодня. Сегодняшние достижения это результат отложенного эффекта, в том числе, 90-х годов начала нулевых, когда ещё не была разрушена советская модель образования.
А если поглядеть чуть в будущее, то совершенно очевидно, что дети, которые не смогли получить стартового, базового хорошего образования в средней школе, не смогут просто воспринять знания уже высшей школы. И, более того, я повторю ещё раз, она им просто окажется не по карману, ни им, ни их родителям.
И увольнение учителей, и сама модель, когда у нас разрушена система единой тарифной сетки, когда есть так называемое портфолио, когда директора могут выписывать себе спокойно премии, особенно, кстати, в высшей школе. Мы с вами прекрасно знаем эти иллюстрации 15 тысяч рублей заработная плата преподавателя, и 600-700 или более того тысяч рублей заработная плата ректора. И нам теперь коллега из комитета говорит мы встречались с ректорами, они хором сказали в один ряд, да и не надо никакого финансирования, да и сокращайте, Дмитрий Анатольевич, ещё на треть расходы на ведущие вузы страны. Да, сказали они это, потому что их лично это всё устраивает. Потому что, если мы посмотрим размеры их личных доходов в сравнении с доходами в системе, безусловно, сформирован некий класс, пласт людей, которые кровно заинтересованы вместе с их ближайшим окружением в сохранении этой модели. Только страна в этом не заинтересована никоим образом.
Далее. Мы с вами видим сегодня, куда движется планета. В таких странах как Великобритания, Германия, Чили высшая школа стала бесплатной. Высшая школа. Это стоило 1% от всей нагрузки на экономику, 1% валового внутреннего продукта. Валового национального продукта. В этих странах был увеличен объём налогообложения, и это дало право на бесплатное высшее образование везде, в этих странах, но не в России.
То, что сегодня происходит в нашей стране, это очевидный регресс, это очевидная политика, которая, с нашей точки зрения, направлена на разрушение будущего страны, это политика, которая приведёт к тому, что, спустя полтора поколения мы будет отставать уже не от Южной Кореи, Мексики и Испании, мы будем отставать от Республики Гана в Западной Африке, которая начинает запускать космические спутники, потому что как раз в Гане, в отличие от другой нищей Африки, акцент сделан на доступность образования, чего нет в Российской Федерации. И без принятия закона о доступном образовании для всех, безусловно, не будет. Поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" за доступное образование для всех и за этот закон.