25 января Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 40092-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений". Доклад по данному законопроекту сделал официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик. C cодокладом выступил председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Позицию фракции "СР" представила Ольга Епифанова.
Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя Госдумы – Прим. ред.) Уважаемые коллеги!
То, что система аукционов на аренду государственных или муниципальных лесных участков имеет серьезные проблемы, для всех очевидно.
В настоящее время посредники, близкие к региональной власти, часто арендуют такие участки единственно с целью последующей сдачи в субаренду. Эта практика стала отдельным, очень доходным и быстро растущим теневым бизнесом. Общая площадь лесных участков, переданных в субаренду, каждый год увеличивается в пять раз. Такими темпами скоро вся Россия будет сдана в субаренду. Нужно начинать наводить порядок в этой сфере, и нынешняя ситуация с аукционами на лесные участки абсолютно неприемлема. Почему выгодно брать в аренду и сдавать в субаренду? Средняя ставка аренды 1 гектара леса в год составляет всего лишь 3 тысячи рублей.
Согласитесь, что любой гражданин нашей страны с удовольствием бы взял себе в аренду гектар леса вместо дачи в 4 сотки, которая обходится гораздо дороже, и даже не для вырубки, холил, лелеял, ягоды-грибы бы собирал. Именно размер арендной платы обуславливает мизерные доходы бюджета Российской Федерации от богатейших лесных ресурсов нашей страны.
Теперь по законопроекту. Наша фракция поддержит его в первом чтении и, прежде всего, потому что категорически нельзя оставлять всё, как есть с проведением торгов только в форме аукционов. В такой ситуации выигрывают только посредники, а убытки несёт деревообрабатывающая отрасль. В то же время нужно прямо сказать, что мы ждали от этого законопроекта большего.
Поручение Президента было дано в 2013 году, правительство 3,5 года работало над проектом, и что мы видим? Аукционы по-прежнему остаются основной формой торгов, правила их проведения не меняются. Законопроект громоздкий, насыщен несущественными деталями, по сути, регламентирует вспомогательные, технические вопросы проведения конкурсов, а наиболее важные вопросы оставлены на откуп подзаконным нормативным актам. Вы послушайте, что будет регулироваться подзаконными актами. Требования к участникам конкурса определяются Правительством Российской Федерации. Порядок рассмотрения заявления на участие в конкурсе, порядок принятия решения о проведении или отказе в проведении конкурса, то есть принципиальнейшие вопросы, связанные с оценкой конкурсных предложений это всё утверждается Правительством Российской Федерации.
Далее. Оценка предложенных условий определения победителя конкурса проводится на основании критериев, определённых Правительством Российской Федерации. Коллеги, главный элемент конкурсной системы это критерии определения победителей, но в законопроекте этих критериев нет, и немудрено, что у нас возникают обоснованные опасения по поводу коррупционных рисков новой схемы распределения лесных участков.
Ко мне уже начали поступать письма от представителей лесной отрасли, в которых они прямо пишут, что подзаконные акты после их разработки могут свести к минимуму все положительное от принятия законопроекта и привести к увеличению коррупции при распределении ресурсов.
В связи с этим считаю, что будет правильно, если к третьему чтению у нас будет информация, содержащая подробное изложение основных нормативных актов Правительства Российской Федерации, принятие которых предусмотрено законопроектом. Без этого, поймите, никак нельзя. Надеюсь, что Рослесхоз, Минприроды и правительство такие данные нам предоставят.
И последнее. Серьёзные опасения связаны с обеспечением интересов малого и среднего бизнеса. Гарантии участия таких предпринимателей в конкурсной системе законопроектом вообще не урегулированы. Почему этот вопрос надо подробно прописать в законе? Если этого не сделать, то получится, как с инвестиционными проектами, когда крупные финансово-промышленные группы приобретают без аукциона лучшие, с точки зрения заготовки, участки Лесного фонда.
Благодарю за внимание.