Олег Шеин: при принятии закона о ТБО необходимо учесть территориальную специфику
см. также ↓16 декабря Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 897800-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Шеин:
Уважаемые коллеги, вопрос на самом деле не только в переносе сроков. Аналогичный законопроект мной был внесён в октябре текущего года. И для нас очень важно отметить, что сегодня принято принципиальное решение о сдвижке сроков на два года. Но надо понимать, почему регионы соответствующие законы не принимают. Вопрос не только в том, что Правительство, как обычно, опаздывает с подзаконными актами. И если мы с вами подумаем, в чём содержательно заключается данный законопроект, то очевидно, что перенос его без изменения содержательной составляющей будет недостаточен, и его вступление в силу приведёт к большим проблемам для страны.
Первая позиция. Данным законопроектом предполагается перейти к единым тарифам на вывоз мусора в рамках региона. Это означает, что для значительной части населения тарифы поднимутся, причем, подчас кратно, поскольку очевидно, что, если в рамках одной территории сегодня вывоз мусора осуществляют разные компании, переход к унифицированному тарифу будет означать существенное увеличение для значительной части потребителей.
Но есть вещь вторая в этом законе предусмотрено, что мусор должен обязательно быть отсортирован, и понятно, выборно: бумага, металлы, пластик и всё остальное, кто бы спорил, если только не одно "но". Логистика. Территория Астраханской области и Калмыкии – это, как территория Англии, правда, населения в 40 раз меньше. В Якутии население миллион человек, а площадь Якутии сопоставима с площадью всей Европы. Вологодская область по площади такая же, как и Белоруссия, а вот людей проживает в десять раз меньше.
Очевидно, что обязательная без учёта территориальных специфик в железном порядке модель, при которой твёрдые бытовые отходы, коммунальные отходы должны обязательно быть рассортированы, означает следующее. Что из малых поселений, из сёл, из деревень по зимнику, по грунтовым дорогам должны везтись контейнеры в региональные столицы, либо крупные города, где этот мусор дальше будет рассортирован и потом передан непонятно кому. Сколько это будет стоить, во сколько это обойдётся потребителю, никто эти вещи не считал. И, естественно, в этих обстоятельствах регион выступает против.
Что необходимо сделать в рамках того тайм-аута, который берётся?
Во-первых, сохранить возможность конкуренции по вывозу мусора. Какая разница, кто вывозит? Вывоз должен быть, как у Мао Цзэдуна: пусть расцветает десять тысяч цветов, пусть будет много маленьких компаний, которые будут друг у друга сбивать цены, и не будет тогда таких катастроф как в Астрахани, в Химках или Махачкале, когда города оказались погружены в санитарные катастрофы.
А что касается утилизации, то, наверное, есть смысл подумать не о едином законе на уровне России, а делегировать их права субъектам Федерации, потому что одна история Питер и Москва или пространство около Сочи, и совершенно другая это Якутия или другие регионы России. Спасибо.