Олег Шеин: экспортная ориентированность на продажу сырья является одной из реальных угроз национальной экономике
см. также ↓На пленарном заседании Государственной Думы 7 декабря от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Шеин:
Безусловно, ключевая дискуссия сегодняшнего дня это дискуссия о бюджете, в том числе и потому, что такие отрасли реальной политики, как бюджетная, налоговая, денежная, определяют и развитие страны. Это не только распределение тех денег, которые сегодня есть, это и механизмы, позволяющие стимулировать развитие национальной экономики. Я думаю, что все без исключения здесь присутствующие в зале обратили внимание на то, насколько экономические и социальные приоритеты оказались акцентированными на прошлой неделе в Послании Президента.
Каким образом эта политика может реализовываться? Либо через стимулирование зарабатывания денег за границей, то есть через поиск возможностей эффективного экспорта, либо через развитие внутреннего потребления, либо через развитие человеческого капитала или сочетание одного, второго и третьего.
Если мы посмотрим на ситуацию, связанную с экспортом, то очевидно, что экспортная ориентированность на продажу сырья себя не просто исчерпала, а является сегодня одной из реальных угроз национальной экономике.
На сегодняшний день порядка 60% российского экспорта это экспорт именно минерального сырья. Причем из последних сил российские компании наращивают объемы физической продажи. К примеру, по нефти в первом полугодии текущего года объем физических продаж вырос на более чем 5%, а валютная выручка упала более чем на 30%. И ведь это же долгосрочная перспектива. Если мы посмотрим цены на мировом рынке в динамике за последние пять лет, то мы увидим, что упали цены не только на нефть и газ, но и на все остальное: на алюминий на 25%, на никель на 50%, на сталь на 30%. Это не просто долгосрочная тенденция, а реальное замещение экспорта сырья на торговлю высокоинтеллектуальной продукцией.
В этих условиях "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не случайно ставит вопрос об отмене льготы по НДС при вывозе товара для сырьевых компаний. Нам отвечают, что в этом случае российские сырьевые компании будут неконкурентоспособными, никто не будет покупать российский газ, российскую нефть.
Давайте посмотрим, из чего складывается себестоимость. В этом зале пару недель назад руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев говорил о том, что 95% всех сделок, которые идут через российские госкорпорации, через крупные компании это сделки, заканчивающиеся появлением единственного поставщика услуг это имитация конкурсов, имитация сделок.
И когда нам говорят, что не надо балансовых комиссий, не надо разбираться глубоко в том, как тратятся деньги в российских госкомпаниях – это дорога к тому, чтобы мы пошли по пути банкротства национального бюджета.
Потому что, если отрасли, которые дают сегодня реально львиную долю валютной выручки, у нас в самостоятельном плавании расходуют свои средства без реального контроля со стороны государства, то это очевидная дорога, направленная на подрыв российского бюджета.
Предложение "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" об отмене льготы по НДС для экспортёров сырья это предложение, направленное на стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции.
Ситуация с Белоруссией. На 25 млн тонн ежегодно мы поставляем туда продукции по нефти, Белоруссия эту нефть перерабатывает и продаёт дальше на Запад, в Европу. Мы не можем этого делать в силу того обстоятельства, что наша налоговая система дестимулирует крупные компании к тому, чтобы те реально работали.
И когда мы говорим о том, что есть отрасли, которые показывают динамический рост, к примеру, сельское хозяйство, безусловно, он есть и, безусловно, российское сельское хозяйство является конкурентным, но сколько оно даёт, с точки зрения валютной выручки, порядка 6%, оборонка порядка 5% от общего объёма. То есть это достаточно небольшой сегмент.
Поэтому позиция "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" заключается в том, чтобы в том числе через налоговые и бюджетные механизмы стимулировать экспорт высокотехнологичной продукции.
Второй элемент внутреннее потребление. Оно, очевидно, имеет не меньшее значение для развития национальной экономики, чем экспорт, чем зарабатывание денег за границей, и что мы имеем с точки зрения реального распределения богатств в нашей стране.
1% самых состоятельных людей в таких странах, как ЮАР, достаточно справедливо относясь к странам третьего мира, принадлежит порядка 42% национального богатства, в Бразилии – 48%, в Индонезии – 49%, в Индии и Таиланде – 58%, у нас – 71%.
То есть львиная доля национального богатства принадлежит 1% населения страны. И очевидно, что это в том числе является причиной того, почему не может развиваться малый бизнес продавать-то некому. И в прошлом году объем розничной торговли в стране упал на 10%. И пока не будет перераспределения, не будет и развития национальной экономики, потому что не будет покупателя, не будет человека, который бы эту продукцию покупал.
Каким образом можно такое перераспределение осуществлять? Через прогрессивную ставку подоходного налога в том числе. И я напомню, что в таких достаточно консервативных странах, как Великобритания и США, эта верхняя шкала прогрессивного налога достигала отметки 95-98%, сегодня порядка 60-65%.
Ведь что делает 1% наиболее состоятельной части населения? Эти деньги либо складируются, и мы видим при отдельных обысках, как миллиарды рублей, а то и долларов оказываются на квартирах у губернаторов, у полковников полиции. Эти деньги могли бы работать на внутреннюю торговлю, на развитие потребительского спроса, но они не работают. Они не работают не только потому, что Росфинмониторинг обладает пока недостаточным инструментарием, но и в силу того, что сама система перераспределения национального богатства в Российской Федерации предполагает обогащение вот этого самого 1% верхушки.
Нам говорят, что повышение доходов населения разгонит инфляцию. Но это же не бьется ни с какими цифрами. Вот то самое хвалёное повышение сегодня минимального размера оплаты труда на 300 руб. с отметки 7500 до отметки 7800 руб. означает увеличение налоговой нагрузки на российский бизнес на 22 тысячных процента. Эта цифра, которую нелепо обсуждать. Эта цифра, которая предполагает, что реальная государственная политика и политика Правительства Российской Федерации сводится к чему угодно, только не к повышению доходов населения и не к развитию внутреннего рынка, а зарабатывают только за счёт внешнего рынка. Очевидно, становится невозможно гасить дефицит бюджета, очень скоро будет нереально, потому что те самые золотовалютные резервы, ФНБ и резервные фонды будут исчерпаны не позднее, чем в первом полугодии 2019 года.
Третий элемент, о котором говорил Президент, это развитие человеческого капитала. Приведу небольшой пример.
Нам говорят, что экономика Китая сравнялась с экономикой США. Так оно и есть. Но только, если мы посмотрим реально ситуацию, связанную с перераспределением потом этих средств и с возвратом их тем компаниям, которые поставляют комплектующие, то мы увидим, что при сборке айпадов в китайском сборочном цеху остаётся 2,5 доллара, а порядка 290 долларов уходит туда, где производят микросхемы, в Калифорнию. То есть, именно развитие интеллекта, именно развитие образования, именно развитие человеческого капитала, развитие науки даёт возможность реальному развитию экономики и реальному зарабатыванию средств, но никак не наоборот.
Между тем, в России доля затрат на образование и здравоохранение за последние пять лет снизилась в федеральном бюджете с 9% до 6%.
Сегодня доля расходов на образование в России составляет порядка 3,9% ВВП, в то время как в Турции 4%, в Бразилии 5,1%, в Польше 5,5%, в Финляндии 6,1%. Причём, очевидно, что ни Финляндия, ни Польша, ни Турция, ни Бразилия не являются локомотивами планетарной экономики. И ведь мы говорим не про абсолютные цифры, а про относительные, то есть про то, на что делается акцент. Это касается и медицины со здравоохранением.
Доля издержек на медицину в российской экономике 3,5%, в Польше 4,7%, в Финляндии 6,9%. Эта доля в России меньше, чем в Турции. То есть, по всем позициям, которые можно проговаривать: развитие высокотехнологичного экспорта, перераспределение национального продукта таким образом, чтобы развивался внутренний потребительский спрос за счёт повышения доходов населения, развитие человеческого капитала, в том числе интеллектуального капитала. По всем этим трём позициям политика Правительства Российской Федерации, выраженная, в том числе в проекте бюджета на 2017-2019 годы, не отвечает ни одной из трёх поставленных задач.
Поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает категорически против принятия данного бюджета как бюджета стагнации, который в 2019 году, очевидно, будет переходить в бюджет реального обрушения национальной экономики. У нас другие подходы, у нас другие предложения, и у нас другой – социалистический выбор для нашей страны.
Спасибо.