Введение автоматической блокировки "зеркал" сайтов с нелегальным контентом может стать первой мерой по борьбе с интернет-пиратством, которую примет Госдума седьмого созыва. Об этом рассказал в интервью ТАСС председатель профильного думского Комитета по информполитике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.
Парламентарий также прокомментировал предложения по либерализации рекламного рынка и оценил перспективы возвращения рекламы алкоголя и табака в СМИ, назвал пути противодействия возможным агрессиям в киберпространстве и подтвердил готовность Госдумы принять закон о социальных гарантиях журналистам.
Вы возглавляли Комитет по информполитике в шестой Госдуме и сохранили этот пост в новом думском созыве, избранном в сентябре. Можно уже сейчас сказать, как изменятся приоритеты работы Комитета по сравнению с предыдущим созывом? Какие актуальные задачи стоят перед депутатами, какие пробелы остались в законодательстве, относящемся к вашей компетенции, какие наиболее важные законопроекты вы могли бы выделить из тех, что будут обсуждаться в Комитете и могут получить его поддержку?
В наше время существуют серьезные новые вызовы, не позволяющие говорить о создании завершенного корпуса российских законов, отвечающего на абсолютно все вопросы. Поэтому, с одной стороны, мы должны реагировать на появление новых форм экстремизма, новых наркотических рецептур, с другой на новые технологии, фактически создающие новые измерения общественного пространства. Мы постоянно вносим изменения в списки запрещенных наркотических веществ и их прекурсоров, публичное распространение информации о которых запрещено.
Развитие технологий требует внесения изменений в систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и в порядок передачи различными операторами исходного номера абонента. Стоит также отметить необходимость введения санкций для операторов связи, задерживающих выплаты в фонд резерва универсального обслуживания. За счет этих средств происходит цифровизация быта в отдаленных и малодоступных населенных пунктах, поэтому в ближайшее время новелла должна пройти второе чтение.
В последнее время в разных областях экономики предпринимаются шаги, направленные на импортозамещение. Особое место в этой программе занимает отрасль высоких технологий. Каковы законодательные планы для поддержки импортозамещения в этой сфере?
Поддержка отечественной отрасли высоких технологий всегда будет среди наших приоритетов.
Мы будем работать над дальнейшим расширением действия закона "О реестре отечественного программного обеспечения", который столкнулся с беспрецедентным противодействием иностранных лоббистов, которые не только делали все, чтобы помешать его принятию, но и пытались "душить в объятиях", предлагая заведомо неисполнимые меры в этом направлении.
К вопросу о лоббистах. С завидной регулярностью звучат предложения по либерализации рекламного рынка. Как вы относитесь к возможности возвращения рекламы алкоголя и табака в СМИ, снятию ограничений на рекламу рецептурных лекарств?
Что касается снятия ограничений на рекламу алкоголя и табака, а также рекламу рецептурных лекарств, то это вопрос, не имеющий сиюминутного решения. Общественность настроена крайне негативно к любым мерам, выглядящим как непосредственная угроза здоровью нации. Поэтому предложения такого рода должны предварительно широко обсуждаться на уровне публичной экспертизы и общественных организаций.
Каковы перспективы рассмотрения таких инициатив в Госдуме?
Лично у меня вызывает сомнения сама возможность голосования в Госдуме по инициативам такого рода. Это подтверждается тем, что Комитету систематически приходится работать с законопроектами полностью противоположного толка направленными на ограничение рекламы. Даже разрешения на рекламу отечественного вина с целью поддержки российских производителей или пива в связи с чемпионатом мира по футболу имеют серьезных противников. А ведь нам приходилось рассматривать еще и предложения запрета рекламы фастфуда!
Но если посмотреть на проблему с другой стороны. Можно ли согласиться с мнением, что возвращение такой рекламы является одним из основных способов "удержать на плаву" небольшие СМИ? Какие меры еще можно придумать для помощи, прежде всего, местным печатным изданиям?
С 1 января 2017 года мы уже увеличиваем рекламные площади в печатных изданиях на 5%. В целом, путь облегчения положения местных СМИ лежит в улучшении состояния малого и среднего бизнеса, который сейчас является основным рекламодателем для местных изданий.
Президент и Правительство постоянно предпринимают шаги в этом направлении. В долгосрочном плане для местных СМИ решением могло бы стать создание единых порталов в Сети и синдикация рекламных площадей, что позволило бы рассчитывать на размещение таргетированной рекламы крупными рекламодателями даже в самых мелких изданиях районного масштаба.
Раз уж мы перешли к вопросу защиты интересов СМИ. Какова сегодня ситуация с законопроектом о социальных гарантиях журналистам? Вы ранее говорили, что Правительство не согласовывает его в связи с финансовой стороной вопроса. Будет ли в итоге принят этот документ и если да, то в каком виде?
Считаю, что принятие этого закона наш депутатский долг перед журналистским сообществом. Поэтому при поддержке общественности, в первую очередь Союза журналистов, будем добиваться его принятия. Если общество не может заставить редакции соблюдать свои социальные обязательства перед сотрудниками, которые подвергают свои жизни и благополучие риску в горячих точках, выполняя поставленные ими задачи, то обязанность государства заставить их это делать.
Пожалуй, самой резонансной законодательной инициативой, с которой работал в том числе ваш Комитет в прошлом созыве, был пакет антитеррористических законов, получивший условное название "пакет Яровой" (по имени одного из его авторов председателя Комитета по безопасности в Госдуме шестого созыва Ирины Яровой. Прим. ред.). Вы говорили, что положения этого документа могли бы быть более точными и учитывать реалии, с которыми сталкивается индустрия. Какой вы видите возможную корректировку этих законов, может ли она состояться в эту сессию? Обращались ли в последнее время в Комитет представители интернет-индустрии или операторы сотовой связи в связи с этими нормами?
Корректировка данного закона неоднократно обсуждалась на всех уровнях, об этом говорил и Президент. Поэтому вопрос в конкретных формах этих корректировок. Так как данная тема крайне чувствительная и непосредственно связана с безопасностью граждан, то прежде, чем публиковать корректировки, необходима детальная проработка в закрытых экспертных группах с участием отраслевых специалистов.
В последнее время на первый план выходят вопросы, связанные с защитой информационных ресурсов от кибератак, в том числе из-за рубежа. В конце шестого созыва Госдума законодательно запретила размещать сайты государственных органов и учреждений, муниципальных образований на зарубежных серверах. Нужны ли сегодня новые законодательные меры по защите российского сегмента интернета, сайтов госструктур, в том числе в свете звучавших из-за океана угроз о возможности кибератак против РФ?
Госдума России уже приняла ряд мер, связанных с понижением уязвимости отечественной сетевой инфраструктуры.
Источник: ТАСС