Алексей Чепа о приостановлении действия Соглашения с США об утилизации плутония
см. также ↓19 октября Государственная Дума рассмотрела проект постановления Государственной Думы № 1186208-6 "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Алексей Чепа:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Наша фракция приветствует, поддерживает данный проект федерального закона и будет голосовать за него.
Последние десятилетия Советский Союз и Россия предпринимали многое для сокращения гонки вооружений и сохранения мира на Земле. Руководство страны и Правительство делали всё для выполнения соглашения по утилизации 34 тонн оружейного плутония, и об этом свидетельствует то, что мы построили и пустили завод в городе Железноводске по утилизации оружейного плутония.
Мы открыты для работы, для дискуссий, однако в настоящее время российско-американские отношения переживают острый кризис. Приостановление действия соглашения об утилизации оружейного плутония необходимая и вынужденная мера с нашей стороны, продиктованная нежеланием Соединённых Штатов выполнять взятые на себя обязательства.
Американская сторона связывает отказ от строительства производственных мощностей для утилизации оружейного плутония путём облучения их в ядерных реакторах нехваткой финансирования. Однако цинично заявление о нехватке денег смотрится на фоне увеличивающихся военных расходов США, направленных на переброску войск к нашим границам, создание и содержание новых военных баз, военной помощи союзникам по НАТО.
Раз за разом Соединённые Штаты предпринимают шаги по нарушению стратегического баланса сил, что требует от нас симметричного ответа, так как явное преимущество одной из сторон создаёт соблазн нанесения превентивного удара. В июле этого года Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг объявил о достижении начального уровня операционной готовности системы противоракетной обороны НАТО, фактически это означает, что цель, которую преследовали США, выходя из Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года, достигнута. Система противоракетной обороны США в Европе заработала.
Напомню, что в ответ на эти действия Соединённых Штатов мы вышли из Соглашения, из Договора СНВ-2 в 2002 году. Похоже, что после получения некого щита от ракетных угроз у политического руководства Соединённых Штатов возникла иллюзия абсолютной защищённости.
Это хорошо видно на примере последних сообщений о дискуссии в Белом доме, в рамках которой рассматриваются возможности военного решения ситуации в Сирийской Арабской Республике путём нанесения ракетно-бомбовых ударов по позициям правительственных сил Сирии.
С учётом складывающейся ситуации и возникновения реальной угрозы национальной безопасности, представляется целесообразным продолжить модернизацию наших стратегических ядерных сил с целью их оснащения перспективными комплексами преодоления систем противоракетной обороны и новейшими боевыми блоками.
В 2011 году, ратифицируя Договор СНВ-3, Государственная Дума настаивала на установлении взаимосвязи между стратегическим наступательным вооружением и системами противоракетной обороны.
Также Россия оставляла за собой право в случае создания неблагоприятных условий отказаться от дальнейших шагов в области ядерного разоружения и, соответственно, контроля над нашим стратегическим ядерным потенциалом.
В настоящее время превосходство Соединённых Штатов в обычных вооружениях, в совокупности с созданием современной системы противоракетной обороны, создаёт реальную угрозу частичной нейтрализации наших стратегических сил.
Также нельзя забывать, что два члена ядерного клуба Франция и Великобритания являются союзниками США по НАТО и постоянно наращивают свой ядерный потенциал.
Потенциал двустороннего паритетного Соглашения о ядерных вооружениях сегодня между Россией и США во многом исчерпан. В связи с этим считаем, что России пора задуматься над ответом адекватно сложившейся ситуации, и поднять вопрос о возможности выхода из договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений СНВ-3. Это будет отвечать нашей национальной безопасности. Спасибо.