В Госдуме первое чтение прошел законопроект о лишении водительских прав тех, кто допустит три или более нарушения ПДД. Документ подготовили в МВД и поддержали в думском Комитете по госстроительству и законодательству. Фракция ЛДПР голосовать за этот закон отказалась, а эсер Олег Нилов из комитета по транспорту заявил о необходимости внесения серьезных правок. "Лента.ру" побеседовала с депутатом о недостатках и вероятных последствиях принятия законопроекта в нынешнем его виде.
О каких недостатках вы говорили при обсуждении законопроекта перед голосованием?
Есть сомнения, что трех нарушений за год достаточно, чтобы говорить о систематическом пренебрежении правилами. Это главная пока претензия. Одновременно остается возможность нарушать по 100 и 200 раз, но если это зафиксировано камерами, а не сотрудником ГИБДД.
То есть предлагаемая норма будет применяется избирательно. Ведь полицейский, в отличие от камер, сам решает, кого ему остановить, а кого нет.
Да, и в первую очередь эта проблема коснется тех, кто работает за рулем. Они вольно или невольно допускают нарушения чаще других. Нельзя с одним лекалом подходить к гонщикам и дальнобойщикам. А у нас наказание за управление транспортом лицом, лишенным прав, штраф 30 тысяч рублей. Для "золотой молодежи" это не проблема.
Каким же должно быть наказание?
Трудом искупить свою вину. С 2017 года вступает в силу новая схема принудительных работ с контролем по месту проживания. Для наказания "шумахеров", которые сотни раз превышают скорость, я бы также предложил исправительные работы. А вот лишение прав все-таки должно оставаться крайней мерой, особенно для тех, кто с их помощью зарабатывает на жизнь.
До последнего времени прослеживалась четкая тенденция сокращения точек соприкосновения водителей с сотрудниками ГИБДД: передача техосмотра частникам, внедрение европротоколов для оформления ДТП и камер для фиксации превышения скорости, сокращение стационарных постов ДПС. Нормативное закрепление "опасного вождения" и "систематического нарушения ПДД", выявлением которых должны заниматься исключительно полицейские, означает разворот на 180 градусов?
Да, казалось, что сотрудники ГИБДД в засадах с радарами уходят в прошлое вместе с соответствующими злоупотреблениями. Если это возвращение все же необходимо, то следует предусмотреть определенные меры, способные сократить коррупционные и прочие противоправные риски.
Какие, например?
Все действия дорожных полицейских должны фиксироваться на нагрудные видеорегистраторы. И только тогда составленные им акты и протоколы будут иметь юридическую силу. Записываться должна вся рабочая смена без пауз и остановок. Эти видеокамеры уже применяются в качестве эксперимента в Москве.
Нынешняя инициатива выглядит как попытка вернутся к советской практике, когда нарушителям "дырявили" права.
С тех пор много чего изменилось. Тогда у нас были милиционеры, а теперь "милициардеры". Не было такой коррупции, такого количества автомобилей у населения.
Когда и в каком виде, на ваш взгляд, будет принят этот законопроект?
От первого до третьего чтения порой проходят не месяцы, а годы. Думаю, этому законопроекту предстоит непростая и продолжительная доработка. При этом главную идею авторов сокращение количества смертельных ДТП путем ужесточения ответственности для тех, кто систематически нарушает ПДД, подвергая опасности себя и окружающих нужно сохранить.
Можно ли бороться за сокращение смертности и повышение культуры вождения не репрессивными методами?
В это я не верю. Нужно, чтобы ответственность была неотвратимой и усиливалась по прогрессии. Существующие меры не позволяют доходчиво объяснить, что нельзя так больше поступать. Некоторым и штраф не штраф, даже арест на 15 суток не помогает. А вот в Финляндии штраф за неоднократное превышение скорости может доходить до 100 тысячи долларов. Были такие случаи. Сумма привязывается к доходу нарушителя.
Но у нас владельцы элитных авто частенько бывают безработными.
Значит, привязать штраф к стоимости автомобиля. Ситуация сразу же изменилась бы. А лучше пусть дворы метут.
Нельзя ли предусмотреть автоматическую функцию заморозки прав у водителей, накопивших пару сотен нарушений, выявленных дорожными камерами?
Это сложно. Я больше склоняюсь к тому, чтобы наказание подбиралось индивидуально. И здесь еще хочу сказать о принудительных работах. Для категории "золотых мальчиков" сотни часов чистки снега, работы с метлой на свежем воздухе это возможность вырваться из привычной среды обитания и изменить сложившийся образ жизни, в котором пренебрежение правилами является чем-то само собой разумеющимся.
А для работяги таксиста или дальнобойщика такое принудительное занятие, в сравнение с лишением прав, будут благом. Он свое свободное время проведет не с пивом на диване, а на полезном для общества поприще.
Источник: Лента.Ру