Александр Тарнавский о ратификации Соглашения между Правительством РФ и Правительством специального административного района Гонконг КНР
см. также ↓22 июня Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 1099990-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему". С содокладом по данному законопроекту от Комитета по бюджету и налогам выступил Александр Тарнавский:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Юрий Иванович (Зубарев, заместитель Министра финансов – Прим. ред.) подробно остановился на конкретике, которая имеется в Соглашении. Я бы хотел от имени комитета сказать о базовых вещах, потому что это достаточно важное соглашение.
Комитет внимательно рассмотрел Соглашение, заключённое между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики. И в связи с этим обращаем внимание Думы, что приказом Министерства финансов Российской Федерации, выпущенным ещё в 2007 году, Китайская Народная Республика, а также специальные административные районы Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь) включены в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения или не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций. Точнее, речь идёт об офшорных зонах, их перечне.
И в связи с этим следует отметить, что согласно определению термина "специальный административный район Гонконг", данному в подпункте "а" пункта 1 статьи 3 Соглашения, он означает любую область, на которую распространяются налоговые законы Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики. Принимая во внимание, что Гонконг имеет собственное налоговое законодательство, поэтому он и самостоятельно заключает соглашение об избежании двойного налогообложения.
Обращаю внимание, что соглашение распространяется на налоги на доходы, которыми признаются все налоги, взыскиваемые с общей суммы дохода или отдельных элементов дохода.
Применительно к Российской Федерации соглашение применяется к налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц. Положения соглашения, конечно, предлагается применять с 1 января 2017 года.
Целью соглашения является обеспечение условий для устранения двойного налогообложения юридических и физических лиц.
Одним из главных условий этого соглашения является освобождение от налогообложения у источника выплаты в одной договаривающейся стороне процентов, выплачиваемых по кредитам и займам, предоставленным банком другой договаривающейся стороны, что, конечно же, в условиях сложившихся международных экономических отношений позволит российским заемщикам снизить затраты по привлечению и обслуживанию кредитов гонконгских банков и стать хорошей альтернативой для российских предприятий в поисках новых источников финансирования.
Мы всегда говорили о диверсификации, в том числе и при работе на финансовых рынках, и это как раз одна из целей настоящего соглашения, как кажется депутатам, работающим в комитете, да и не только в комитете, и при обсуждении во фракции.
Соглашение разработано на основе типового соглашения между Российской Федерацией и иностранными государствами. Напомню, что это типовое соглашение одобрено Правительством Российской Федерации в 2010 году.
Также обращаем внимание, что неотъемлемой частью соглашения является протокол, также подписанный в январе 2016 года.
Обращу внимание только лишь на одну его статью, статью 25 "Обмен информацией", поскольку в соответствии с ней дополнительно к налогам, выше мной перечисленным, положения этой статьи применяются также и к действующим и администрируемым в России налогам на добавленную стоимость, налогам на имущество организаций и налогам на имущество физических лиц. Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике, здесь нет никаких новаций. И по общему правилу физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183-х дней.
Также хочется отметить, что Соглашение содержит ряд положений, которые позволяют Российской Федерации повысить эффективность обмена налоговой информацией между налоговыми органами Российской Федерации и специального административного района Гонконг по налогам, на которые распространяется Соглашение. Я их уже перечислил.
В то же время обращаем внимание, что, как и в случае с Соглашением с Сингапуром, за которое мы проголосовали неделю назад, нет в данном Соглашении обязанности по содействию договаривающихся сторон по взысканию налогов.
Здесь речь идёт, в том числе и о том, что Гонконг не является участником Конвенции ОЭСР об административной помощи по налоговым делам, которой предусмотрена возможность оказания такой помощи. В заключение полагаем, что соглашение будет способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Специальным административным районом Китайской Народной Республики Гонконг, будет способствовать привлечению взаимных инвестиций.
Комитет просит поддержать ратификацию соответствующего Соглашения. Спасибо.