Виктор Шудегов: надо ликвидировать возможность получения диплома ради "корочки", а не исключать заочную форму обучения
см. также ↓Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в ГД, заместитель председателя Комитета ГД по образованию Виктор Шудегов прокомментировал запланированную Рособрнадзором ликвидацию возможности дистанционного (заочного) обучения в вузах по ряду популярных направлений подготовки в рамках получения первого высшего образования с 1 сентября 2016 года:
Считаю, что это очередная ошибочная реформа, которую пытается проводить наше министерство, как всегда "с закрытыми глазами".
Для объективного понимания значения заочного образования для России необходимо знать историю. Заочное образование возникло у нас еще до Октябрьской революции. Правда, это образование было в виде экстерната. Достаточно вспомнить Владимира Ульянова (Ленина), который в 1891 году при Петербургском университете экстерном сдал экзамены по программе юридического факультета, а в 1892 году получил диплом 1 степени.
Постепенно учебные заведения стали направлять желающим программы обучения, тексты лекций, рефераты, давали устные и письменные консультации. Чем не современное заочное образование?
После Октябрьской революции заочное обучение получило самое широкое распространение в рамках ликвидации неграмотности населения. Заочные отделения были открыты при всех ведущих вузах и техникумах. В 1970 году в СССР было 805 вузов и более 4,5 млн студентов, из которых 1,7 млн обучалось заочно. В настоящее время из 5 млн студентов около 2,5 млн – это заочники. Из них от 40% до 60% это экономисты и юристы.
Безусловно, закрытие заочного образования, в первую очередь, это удар по негосударственным вузам, которые наше министерство пытается ликвидировать "не мытьем, так катаньем". Это решение неизбежно приведет к потере большей части контингента студентов. Причем, в последние годы были существенно ослаблены требования к знаниям студентов-заочников, не налажен эффективный контроль за их учебной работой, значительно ухудшилось методическое обеспечение и т.д. Возникает вопрос: а кто виноват? Не само ли Министерство образования и науки? Ведь есть зачеты, экзамены, Федеральные государственные образовательные стандарты, Государственные аттестационные комиссии и т.д.
В современном мире заочное образование это прекрасная и уникальная возможность совмещать учебу и работу. В большинстве случаев на заочное обучение идут учиться люди, имеющие работу и опыт, а значит, они серьёзны, целеустремлены и обладают должной степенью ответственности, это люди, которые хотят учиться и получать знания. В таких сферах, как экономика, менеджмент и юриспруденция, в процессе обучения очень важна практика, а заочная форма обучения предполагает, что студент сталкивается с необходимостью самостоятельно искать и усваивать новую информацию, находить ответы на вопросы, применять знания в реалиях, соответствующих сегодняшнему дню, исключается "зазубривание" предмета.
Конечно, возникает вопрос: а чем провинились домохозяйки (до Октябрьской революции они были главными инициаторами заочного образования), молодые люди, не имеющие обеспеченных родителей, инвалиды, имеющие проблемы с движением, да и все граждане, которые хотели бы повысить интеллектуально-образовательный уровень "просто для себя"? Очевидно, это нарушение конституционных прав наших граждан на получение образования.
Если невозможно подготовить менеджера, юриста, экономиста в рамках первого заочного образования, то почему бы не сделать заочную форму образования более эффективной? Задача должна заключаться в повышении эффективности образования, будь то очная или заочная форма обучения. В первую очередь необходимо сделать так, чтобы студенты действительно учились, ликвидировать возможность получения диплома для "галочки" и ради "корочки", а не просто исключать заочную форму обучения в сфере менеджмента, юриспруденции и экономики.
Наше Министерство продолжает искренне верить, что лучшее средство от головной боли это гильотина. Все преподаватели и студенты уже поняли, что Минобрнауки это наша общая головная боль.
По материалам источников: Facebook