Как государство помогает российскому бизнесу и что еще планируется сделать для его поддержки? Об этом и многом другом в беседе корреспондента ФБА "Экономика сегодня" с Анатолием Аксаковым, председателем Комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, президентом Ассоциации региональных банков России.
Анатолий Геннадьевич, совсем скоро в Петербурге стартует 20-й юбилейный международный экономический форум. Какое значение для России имеет данное мероприятие? Планируете ли Вы принять в нем участие?
Да, у меня запланировано участие в целом ряде мероприятий, проводимых в рамках ПМЭФ-2016, в том числе в деловых форумах ШОС и БРИКС. Не секрет, что Петербургский экономический форум давно стал одной из крупнейших площадок для обсуждения ключевых тенденций развития глобальной экономики и актуальной экономической повестки дня как для России, так и для ее торговых партнеров. Кроме того, ПМЭФ традиционно является местом конструктивного общения представителей деловых кругов, результатом которого является заключение ведущими российскими компаниями крупных контрактов с иностранными партнерами. В условиях действия санкций особенно важно продолжать экспертный диалог с зарубежными партнерами и развивать перспективные проекты с участием крупнейших иностранных компаний формат ПМЭФ такую возможность предоставляет.
Российский бизнес переживает не самые легкие времена из-за санкций и последствий мирового кризиса. Как государство помогает бизнесу? Какие программы для этого созданы и как они работают на практике?
Для развития малого и среднего предпринимательства (МСП) предусмотрен ряд мер государственной поддержки. Для микропредприятий разработаны специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Ведется работа по пересмотру административных процедур, связанных с регулированием предпринимательской деятельности в рамках "дорожных карт" Национальной предпринимательской инициативы. Приняты меры по расширению доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием, включая установление квоты по осуществлению указанных закупок, определение максимальных сроков оплаты выполненных обязательств.
На федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки МСП, в рамках которой предприниматели во всех регионах страны имеют возможность получить субсидию для возмещения затрат на ведение бизнеса, микрозаймы, гарантии по кредиту или кредиты на льготных условиях. По данным Минэкономразвития России, объем финансирования мероприятий финподдержки субъектов МСП из средств федерального бюджета в 2015 году составил 18,5 млрд рублей.
В каком объеме осуществляется поддержка регионального малого и среднего бизнеса?
По данным Минсельхоза России, в 2015 году на поддержку малых форм хозяйствования (в том числе начинающих фермеров) из федерального бюджета было выделено 8,8 млрд руб. Если же говорить о поддержке МСП на региональном уровне, то в субъектах РФ сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательства.
В 2015 году был создан институт развития малого и среднего предпринимательства Федеральной корпорации по развитию МСП. Какие функции у него?
Основные функции Корпорации МСП выдача субъектам МСП гарантий и поручительств по кредитам, оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической и иной поддержки субъектам МСП. А также институт призван облегчить доступ МСП к госзакупкам и закупкам госкомпаний и госкорпораций, осуществлять информационное, маркетинговое, финансовое и юридическое сопровождение инвестпроектов, реализуемых субъектами МСП. По итогам 2015 года Корпорацией МСП было предоставлено 3552 гарантии по кредитам, привлекаемым малыми и средними предприятиями. Общая сумма предоставленных гарантий составила 19,2 млрд рублей, а сумма выданных кредитов с гарантией Корпорации МСП достигла в 2015 году 41,7 млрд рублей.
Генпрокуратура регулярно проверяет бизнес. Каковы результаты таких проверок? Не является ли подобный контроль преградой для деятельности предпринимателей, ведь еще несколько лет назад Владимир Путин призывал перестать "кошмарить бизнес" и сократить количество проверок?
Строго говоря, Генпрокуратура и ее территориальные органы занимаются, в первую очередь, согласованием предложений о проведении проверок бизнеса, поступающих от контрольно-надзорных органов, а также ведут учет внеплановых выездных проверок, проведенных без согласования с органами прокуратуры. Напомню, что эти полномочия прокуратуры направлены на защиту прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля, а не на то, чтобы "кошмарить бизнес" этим как раз-таки занимаются различные контролирующие инстанции, которых сейчас насчитывается более 50. По оперативной информации Генпрокуратуры, в 2015 году прокуратурой было согласовано лишь 42% предложений контролеров о проведении проверок, что позволило предупредить 40 тысяч незаконных проверок субъектов малого бизнеса. При этом по выявленным прокуратурой фактам нарушения прав предпринимателей возбуждено 98 уголовных дел, а к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 26 тысяч чиновников.
52% предпринимателей, принявших участие в опросе экспертного центра при Уполномоченном при Президенте России по защите прав предпринимателей, отметили увеличение административной нагрузки в 2015 году. Проблемой становятся и угрожающие масштабы административного давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов, низкий уровень судебно-правовой защиты имущественных интересов предпринимателей от коррупционных действий со стороны муниципальных чиновников, а также использование инструментов госконтроля (надзора) и муниципального контроля для организации рейдерских захватов успешного бизнеса или прибыльных активов.
Вы не упомянули об одной из старых бед России, о коррупции. Неужели, проблема сошла на "нет"?
Что вы! Каждый второй предприниматель из числа опрошенных экспертным центром считает ведение бизнеса в России небезопасным (т.е. незащищенным от криминального давления, рейдерства или необоснованного уголовного преследования). При этом 53% участников опроса отметили, что уголовное преследование нередко используется в качестве инструмента передела собственности, а работа правоохранительных органов по противодействию коррупции является малоэффективной.
Как правило, недобросовестные должностные лица контрольно-надзорных органов намеренно создают неблагоприятную административную среду посредством установления невыполнимых обязательных требований или административных процедур, чтобы вынудить бизнесменов платить неформальные налоги. В этой ситуации, к великому сожалению, является вполне закономерным, что значительная часть предпринимателей считает низкими или практически нулевыми шансы выиграть судебное разбирательство, если их оппонентом будут государственные органы. Поэтому для эффективной защиты бизнеса от рейдерских атак нужны системные меры, в том числе направленные на повышение уровня правовой защиты собственности и инвестиций, а также на реформирование системы госконтроля (надзора) в части ее переориентации на предупреждение возможных нарушений (как это делается в развитых странах).
Саморегулируемые организации (СРО) в России существуют без малого 10 лет. За это время стали понятны сильные и слабые стороны таких объединений. И сегодня одни высказываются "за" СРО, другие против. Как Вы считаете, есть ли у СРО будущее?
В некоторых сферах саморегулирование возникло не так давно например, членство микрофинансовых организаций в СРО стало обязательным с начала 2016 года, что, на мой взгляд, позволит "очистить" рынок от недобросовестных участников. Что же касается итогов работы СРО в строительстве, то изначально этот институт создавался для преодоления административных барьеров и повышения профстандартов в отрасли по инициативе самих предпринимателей. По факту же в строительных СРО, как и в госучреждениях, процветает бюрократия, а "ресурс саморегулирования" используется отдельными предпринимателями в своих узких корпоративных интересах. А это не только препятствует нормальному развитию рынка, но и (что самое неприятное) дискредитирует саму идею саморегулирования. С другой стороны, переход к саморегулированию означает повышение уровня профессионализма, осознанности и ответственности бизнеса, а это то, к чему следует стремиться, если мы хотим цивилизованно вести дела, в первую очередь, с зарубежными партнерами. Именно поэтому идея развития саморегулирования по-прежнему находит поддержку у руководства страны, что, вместе с тем, не отменяет необходимость учета накопленного за все эти годы негативного опыта в процессе реформирования системы саморегулирования в России.
Насколько совершенно сегодня законодательство для предпринимателей и не нуждается ли оно в корректировке? Какие пожелания поступают от бизнесменов в части изменений в законодательной базе? На что жалуются чаще всего?
Тот, кто утверждает, что законодательство той или иной страны совершенно, скорее всего, лукавит, поскольку в условиях глобальной экономики практически все страны мира постоянно сталкиваются с различными вызовами или даже угрозами. А это, в свою очередь, обусловливает необходимость приведения правовых механизмов регулирования экономики в соответствие с требованиями времени. Российское законодательство не исключение. Разумеется, в нем остается ряд пробелов, наиболее серьезные из которых связаны с правовой охраной инвестиций и собственности (в том числе интеллектуальной), уплатой страховых взносов и иных неналоговых платежей, защитой прав бизнеса при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий и разрешительными процедурами в строительстве. При этом среди предложений по совершенствованию законодательства, поступающих в Комитет, как раз-таки преобладают предложения о внесении изменений в налоговое законодательство и законодательство о страховых взносах. Что же касается оценки предпринимателями текущего состояния деловой среды, то по итогам 2015 года в числе наиболее острых проблем, препятствующих ведению бизнеса в России, были упомянуты рост цен, избыточно высокие налоги, недостаток квалифицированных кадров, сложность с доступом к кредитным ресурсам и избыточно высокие страховые платежи. Кроме того, развитие бизнеса также в значительной степени ограничивают коррупция в органах власти и высокие административные барьеры, неэффективная судебная система, недостаточная защищенность прав собственности и контрактных прав, недобросовестная конкуренция, а также отсутствие ясных целей и долгосрочных ориентиров развития страны.
Вы предлагаете заменить систему штрафов для предпринимателей практикой "первого предупреждения". Что это изменит в предпринимательском сообществе?
Совершенно верно. Суть предложений сводилась к тому, что контролирующие органы при выявлении нарушений должны не привлекать хозяйствующий субъект к административной ответственности, влекущей штрафные санкции, а выносить предупреждения об устранении выявленных нарушений. Соответственно, штрафные санкции в этом случае будут применяться в отношении предпринимателей только при выявлении в ходе повторной проверки неисполнения предписания об устранении нарушений в установленный срок. Это позволит предпринимателям не бояться проверок и не выплачивать огромные штрафы после первой проверки. В свою очередь, это благотворно скажется на уровне предпринимательской уверенности и позволит российскому бизнесу работать в более стабильных, прозрачных и предсказуемых условиях.
Вырос ли спрос на кредиты у представителей бизнеса с начала 2016 года? Какие программы смягчения условий кредитования действуют для бизнеса?
Уже второй квартал подряд наблюдается рост заинтересованности предприятий в заемном финансировании. Доля малых и средних компаний, имеющих потребность в привлечении заемных средств, во II квартале 2016 составила 24,7%. При этом доля МСП, нуждающихся в рефинансировании, снизилась до 28%. Во II квартале 2016 года обратиться в банк за получением долгосрочного кредита планируют 10,3% малых и 14% средних предприятий, причем краткосрочные кредиты намерены привлечь 19% малых предприятий и 25,4% средних. Наметившаяся тенденция к росту спроса на кредиты связана с постепенным снижением кредитными организациями ставок на фоне сохраняющегося дефицита собственных средств у предприятий. В то же время, на мой взгляд, ожидать роста рынка кредитования МСП пока преждевременно, поскольку стоимость заемных средств по-прежнему остается высокой, да и банки не намерены смягчать требования, предъявляемые к потенциальным заемщикам.
В настоящее время специальную госпрограмму, в рамках которой банкам выделяются дополнительные финансовые ресурсы на осуществление программ кредитования малого и среднего бизнеса, реализует АО "МСП Банк". В программе льготного кредитования участвует более 1500 банков-партнеров. По итогам 2015 года средневзвешенная ставка по кредиту для конечного заемщика субъекта МСП составила 13,28% годовых.
Сложно ли в России заниматься своим бизнесом?
В первую очередь, бизнесу для успешного развития нужны стабильные, прозрачные и предсказуемые условия работы. Невозможно планировать развитие своего дела на перспективу, вкладывать деньги в долгосрочные проекты, проектировать и запускать новые направления бизнеса, пока налоговые и бухгалтерские правила меняются каждый год, по инициативе региональных властей вводятся очередные неналоговые платежи (наподобие торгового сбора за осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности), а многочисленные контрольно-надзорные органы вместе с правоохранителями продолжают терроризировать бизнес обысками, выемками документов и проверками без соответствующего решения суда или санкции органов прокуратуры. Поэтому самое важное, что необходимо сделать сейчас это дать бизнесу уверенность в завтрашнем дне и возможность нормально наладить свою работу.
По материалам источников: ФБА Экономика сегодня