14 июня Госдума рассмотрела проект постановления ГД № 1093867-6 "О годовом отчете Центрального банка Российской Федерации за 2015 год". С докладом по данному вопросу выступили: Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина и Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова. С содокладом выступил председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. Вопросы задали Александр Тарнавский и Михаил Сердюк.
Выступление Анатолия Аксакова на пленарном заседании ГД РФ
Выступление Александра Тарнавского на пленарном заседании ГД РФ
Выступление Михаила Сердюка на пленарном заседании ГД РФ
Анатолий Аксаков:
Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, председатель Государственной Думы РФ – Прим. ред.), уважаемая Эльвира Сахипзадовна, уважаемые коллеги!
Комитет по экономической политике отметил в своём заключении профессиональную работу Центрального банка по обеспечению финансовой стабильности в стране, обеспечению стабильности на валютном рынке, ну и снижение инфляции это тоже достижение, к которому свою руку приложил и Центральный банк. Но мы при этом не можем не видеть сокращение активов кредитных организаций, уменьшение кредитования, в том числе экономики. И это связано в том числе с проблемой высоких ставок, которые предлагает кредитная организация своим заёмщикам. И ключевая ставка здесь свою роль также выполняет, поскольку она задаёт ориентир на издержки, на привлечение ресурсов кредитными организациями. И вот мой товарищ, Андрей Макаров (депутат фракции "Единая Россия", член Комитета ГД по бюджету и налогам – Прим. ред.) говорил о том, что ключевая ставка не влияет на действие, на использование прибыли кредитными организациями. Но ключевая ставка косвенно влияет на стоимость депозитов, в том числе для предприятий. И если процент по депозиту обещает предприятию более высокую доходность, чем вложение этой прибыли в экономике, то очевидно предприятие будет вкладывать деньги на депозит, где оно гарантированно получит определённый процент. И это также сдерживало многие предприятия, которые не направляли свою прибыль на развитие нашей экономики.
Итак, первое. Это дорогие привлечённые ресурсы, которые банки получают от вкладчиков и от Центрального банка в виде займов, которые банки привлекали оттуда. Далее, издержки. К сожалению, мы видим, что издержки кредитных организаций, связанные в том числе с отчётностью перед Центральным банком, увеличиваются. Постоянно поступают сигналы о том, что приходится представлять всё больше и больше материалов в Центральный банк. И то, что Эльвира Сахипзадовна отметила необходимость электронизации оборота, это абсолютно правильно, но это надо делать как можно быстрее.
Мы здесь в прошлом году с вами приняли очень хороший закон, по которому проверяющие органы не могут требовать документы у предприятий, если эти документы уже имеются в системе, в базе государства, либо муниципальных органов власти. Я бы подумал над тем, чтобы распространить эту норму и на взаимоотношения Центрального банка и кредитных организаций для того, чтобы простимулировать, в том числе, и электронизацию этого оборота, поскольку зачастую материалы, которые требуют от кредитных организаций, уже имеются в базе данных самого Центрального банка или у других государственных органов власти.
И третье, это снижение рисков. К сожалению, например, такая проблема, когда фальшивые поручительства, гарантии имеют очень широкое распространение. В результате, зачастую, кредитные организации попадают в сложную ситуацию, когда налоговые органы, в том числе, начинают списывать в безакцептном порядке средства с корсчетов банков, предъявляя для этого фактически фальшивые документы, которые кто-то распространял и использовал. На мой взгляд, нам надо создать единый орган, который бы вёл весь реестр залогов, гарантий, поручительств для того, чтобы здесь был порядок и, соответственно, меньше было рисков при кредитовании.
У нас в Государственной Думе находится закон о банкротстве, который, на мой взгляд, мог бы снять многие проблемы, связанные с оздоровлением организаций-заёмщиков. Вместо банкротства этот законопроект предусматривает процедуру реструктуризации. К сожалению, законопроект застрял, не выносится на рассмотрение, но, на мой взгляд, надо ускорить его рассмотрение для того, чтобы, опять же, снизить риски кредитования.
И последний, положительный момент в деятельности Центрального банка: национальная система платёжных карт очень быстро начала действовать, выпустили карту "Мир" и, на мой взгляд, депутаты должны показывать пример использования карты "Мир" в своей повседневной жизни.
У нас в Госдуме работают офисы двух крупнейших российских банков, но они не используют, не эмитируют карту "Мир". А на самом деле для того, чтобы широко использовался этот инструмент, нужна инфраструктура. Инфраструктура зависит от крупнейших российских банков: Сбербанка и ВТБ. И поэтому, на мой взгляд, надо было бы от имени Госдумы обратиться с тем, чтобы эти банки ускорили использование карты "Мир". Ну и депутаты тогда бы тоже с удовольствием воспользовались бы этим инструментом.
Спасибо.
Александр Тарнавский:
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна! В прошлом году в этом зале обсуждался законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", целью которого было введение обязательной продажи части валютной выручки экспортеров, прежде всего, экспортеров нефти и газа, а также предоставление ЦБ дополнительных прав в этом вопросе. ЦБ тогда отказался поддержать этот законопроект. Кстати, им предлагалось Председателя ЦБ посадить за один стол с этими экспортерами, причем во главе этого стола.
Вы выбрали вариант регулирования этой темы через индивидуальное общение с ними, если, конечно, они будут готовы к такому общению, то есть был выбран так называемый либеральный подход.
Вопрос: в чём смысл публичного заявления, сделанного министром финансов Силуановым 26 мая сего года? Цитирую: "В 2015 году снижение поступления иностранной валюты в страну составило 13% ВВП, такого снижения страна не знала даже в 80-е годы прошлого столетия". У нас такое ощущение, что вы с Силуановым по-разному видите эту проблему.
Эльвира Набиуллина:
Спасибо. Действительно, произошло снижение поступления валютной выручки в страну, но не потому, что её кто-то скрывает или не продает на рынке, а в силу того, что снизились цены, серьезно снизились цены на товары нашего экспорта, они стоят дешевле, поэтому предприятия получают меньше выручки. И я уверена в том, что именно переход к рыночному плавающему курсу демотивировал компании придерживать валютную выручку. Мы мониторим ситуацию не в индивидуальном режиме, но мы получаем информацию о продажах валютной выручки, экспортеры её продают достаточно равномерно и стабильно.
На наш взгляд, никакой необходимости вводить какие-либо ограничения или обязательной продажи нет. Спасибо.
Михаил Сердюк:
Эльвира Сахипзадовна, по данным Счётной палаты убытки 12 из докапитализированных банков составили 187,5 миллиардов рублей, а 19 из 24 подобных банков показали на 1 января снижение капитала. Лишь 4,3% средств, которые мы выделили на поддержку банков из 802 миллиардов дошли до реального сектора, а остальные, по сути, пошли на перекредитование и так далее на решение таких косвенных задач, о которых вы сейчас говорили.
И вот, по мнению нашей фракции, по сути, все наши потуги и финансовые вливания отразились не больше, чем на поддержке банков, а зачастую даже их владельцев. Какую оценку вы дадите докапитализации, которая имеет такие негативные показатели?
Эльвира Набиуллина:
Спасибо. Оценка Центрального банка, что программа капитализации российских банков, которую одобрило Правительство, это эффективная программа, она позволила создать достаточный капитал для того, чтобы финансирование реального сектора продолжалось. Несмотря на сложные условия прошлого года, кредитование нефинансовых организаций, даже если убрать валютные колебания, выросло на 2,5 %. Это немало для таких условий.
Задача Центрального банка заключалась в том, чтобы эти деньги не шли на банки, где была уже дыра, чтобы они за счёт государственных денег не закрывали те проблемы, которые у них были накоплены до того. Поэтому наша задача, Центрального банка, была в том, чтобы допускать к этой программе, к правительственной программе банки, которые смогут наращивать кредитование, в том числе и перекредитование предприятий реального сектора, которые оказались в сложных условиях.
Спасибо.