О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Елена Драпеко о вывозе культурных ценностей из РФ

08 июня 2016

 см. также ↓

8 июня Государственная Дума рассмотрела и приняла проект федерального закона № 1074386-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела". Фракция "СР" голосовала против данного законопроекте. От фракции выступила первый заместитель председателя Комитета ГД по культуре Елена Драпеко:

– Уважаемые коллеги, я считаю, что готовится преступление против национальной культуры, против тех сокровищ, которые были накоплены столетиями на территории Российской Федерации, тех сокровищ, которые были созданы творческим трудом великих художников, коллекционеров, собирателей. Готовится преступление против современного искусства.

Все, что говорил здесь господин Макаров (член Комитета ГД по бюджету и налогам – Прим. ред.), по поводу первого закона. Мы поддерживаем приравнивание частных и общественных музеев к государственным. На сегодняшний день государственные музеи освобождены от налогообложения, вот этой пошлины, и мы готовы поддержать.

То, что касается второго законопроекта, это чудовищно. Почему, вы думаете, он вынес на пленарное заседание? Да потому что этот законопроект, вчера внесённый, сегодня выносится на неспециалистов, на нас с вами, потому что он не выдержал бы никакой экспертизы профессионалов, которые занимаются этим много лет.

Макаров ссылался на представителя Президента, на спецпредставителя, на Швыдкого. Я хочу сослаться на Президента Российской Федерации, который на заседании Государственного совета сказал такие слова. В основе государственной и культурной политики, утверждённой указом, написано о "практической реализации приоритета права общества на сохранение материального, нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц". То есть, государственные интересы должны быть выше.

О чём же сегодня говорят нам государственные интересы? Чего же хотят те, кто сегодня пилит эту форточку или дверь в Европу? Сегодня нынешнее законодательство, которое действует, разрешает временный ввоз и вывоз культурных ценностей. Пожалуйста, берите обязательство, вывозите, но вы обязаны ввезти. Чего же они хотят? Они хотят вывезти навсегда культурные ценности, которые они здесь скупили и накопили. Почему? Почему разделяется столетним рубежом наше культурное достояние? Да потому что всё, что создано после 1916 года, это тот самый современный в 20-е, в 30-е годы массив нашей культуры, который сегодня баснословно стоит на международных аукционах. Они продать их собираются, а не украшать те особняки, которые они купили в Лондоне и в Риме, они их хотят продать, то есть, капитализировать свои вложения в культуру.

Почему мы настаиваем на том, что субъекты Российской Федерации обязаны рассмотреть этот законопроект? Здесь была ссылка на ст. 7 Конституции. Так вот мы ссылаемся на 72-ю статью, где вопросы сохранения культурных ценностей и архивного дела относятся к общим вопросам культуры. А стало быть, должны быть рассмотрены в субъектах, как предметы совместного ведения. Именно это требование содержится в заключении нашего с вами Правового управления.

Без внятных причин лишь под прикрытием развития арт-рынка принципиально меняется концепция базового закона, его основные понятия и принципы. Это противоречит международным нормам. Ни в одной конвенции культурные ценности не делятся в зависимости от возраста, 100 лет или меньше 100 лет. Там написано: ценности религиозного или светского характера рассматриваются каждым государством, как представляющие значение для его культуры, истории, археологии и искусства. Это значит, что даже то, что 10 лет назад написано, но признано нами, как произведение искусства, значимое для нашей страны, может быть сохранено здесь, в России, и мы имеем право не разрешить его вывозить.

Господин Макаров ничего вам про законопроект не рассказал. Всё, о чём он говорил, сразу забудьте, – это неправда. Потому что текст законопроекта абсолютно не соответствует тому, что вы здесь услышали. А вы его почитайте на досуге. Страшно то, что там написано. Потому что там рассматриваются культурные ценности как товар. Для бюджетного Комитета – товар, а для Комитета по культуре это святыни, которые мы обязаны защищать. И я сегодня обращаюсь даже не к чувству совести или меры, к патриотизму. Будет то, о чём мы сейчас говорили, в 90-е годы, когда через границы текли наши великие произведения и потом продавались, раздавались, а сегодня висят у арабских шейхов.

Мы много лет последовательно выстраивали отношения с соседями, мы создавали ЕАС. Так вот, проект полностью противоречит положениям права ЕАС, потому что договор предусматривает существование единой таможенной территории, единого режима торговли с третьим странами и контроль за вывозом культурных ценностей в настоящее время осуществляется на границе таможенной территории ЕАС по им же, ЕАС, установленным правилам. И эти правила приняты всеми странами ЕАС, утверждены в 2012 году. Это значит, что у нас с вами сегодня таможенная граница идёт по Киргизии, Казахстану, Белоруссии. Казахи запретили вообще вывоз культурных ценностей, белорусы будут стоять на смерть, так вот это их ценности потекут через нашу границу с европейскими государствами. Я вас уверяю, что это вызовет международный скандал. И почему мы настаиваем на том, чтобы этот законопроект был немедленно передан в комиссию ЕАС на экспертизу. Это получается, что будет односторонний выход России из договора по ЕАС.

Мы не можем согласиться с огульным разрушением сложившейся системы государственного управления, ввозом и вывозом. Мы считаем, что в стране должен быть единый орган, отвечающий за сохранение культурных ценностей и их вывоз – Министерство культуры России.

Мы видели отрицательное заключение на этот законопроект Министра культуры России, и у нас с ним сложные отношения. Но я хочу высказать ему своё уважение. Под таким давлением, которое сегодня оказывается на всех, он выдержал и не дал положительное заключение. Отрицательное заключение Пиотровского есть, есть мнение и возмущение всех деятелей культуры, и вы их ещё услышите.

И совсем утопией выглядит идея о создании реестров культурных ценностей. Все культурные ценности, которые находятся в музеях Российской Федерации, пересчитаны. А вот зачем пересчитывать то, что находится в частных коллекциях или у вас дома. Вот пусть галеристы и коллекционеры об этом задумаются.

И ещё раз я хочу вам напомнить, что культурные ценности начал сохранять ещё Пётр I, и на протяжении столетий все наши правители заботились о ввозе, о сохранении культурных ценностей, а не их разбазаривании. Поэтому я призываю вас не поддерживать этот законопроект и направить его в субъекты Российской Федерации не менее чем на 30 дней для отзыва.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International