В "Интерфаксе" состоялась пресс-конференция с участием заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елены Мизулиной на тему "Законодательство о бэби-боксах. Быть ли закону о запрете бэби-боксов на территории Российской Федерации?".
Елена Мизулина рассказала журналистам о том, что сегодня на рассмотрение Госдумы будет внесен законопроект "О внесении изменений в статьи 14.2 и 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребенка от анонимного оставления после его рождения". По словам сенатора, законодательная инициатива подготовлена совместно с "Родительским Всероссийским Сопротивлением" и направлена на устранение правового пробела в российском законодательстве, породившего порочную практику анонимного оставления новорожденных детей в специально создаваемых для этого местах бэби-боксах.
"Подготовленный законопроект предусматривает запрет на осуществление деятельности, направленной на организацию анонимного оставления детей, в том числе, на создание и содержание специализированных мест для анонимного оставления ребенка, пояснила она. Кроме этого, предусматривается административная ответственность юридических лиц за создание бэби-боксов. За данное правонарушение предлагается налагать административный штраф в размере от одного миллиона до пяти миллионов рублей либо приостанавливать деятельность юридического лица на срок до девяноста суток".
Необходимость запрета бэби-боксов, по словам Елены Мизулиной, продиктована сразу несколькими факторами: "Во-первых, государство не должно поощрять отказы от новорожденных. Отмечу, что практика тех стран, которые в разные время прибегали к использованию бэби-боксов, показывает, что после появления возможности для анонимного оставления детей число отказов от детей резко возрастало. Во-вторых, само существование подобной возможности значительно повышает риски торговли детьми и иных сделок с ними, так как контроль за бэби-боксами невозможен. В противном случае утрачивается главный принцип анонимности, без которого бэби-боксы лишены смысла. Невозможно точно установить число детей, оставленных в "бэби-боксах" и установить, какова их дальнейшая судьба. В-третьих, навсегда нарушается право ребенка на идентичность, то есть право ребенка знать, кто его биологические родители, каково его происхождение. Я полагаю справедливым мнение, высказываемое многими специалистами, в разное время занимавшимися этой проблемой, для решения проблемы подкидышей нужно вместо создания комфортных условий для отказа от ребенка сместить акцент на усиление поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации".
В период с 2011 по 2015 годы бэби-боксы были установлены в 13 субъектах Российской Федерации. При этом в девяти регионах их функционирование признано органами прокуратуры незаконным. Елена Мизулина намерена обратиться в Генеральную прокуратуру для проведения проверки по каждому факту оставления ребенка и выяснить дальнейшую судьбу каждого новорожденного.