Федот Тумусов об исчислении и уплате налога на прибыль организаций, основная деятельность которых носит сезонный характер
см. также ↓25 марта Государственная Дума в первом чтении отклонила законодательную инициативу фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Проект федерального закона № 775554-6 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части установления особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, основная деятельность которых носит сезонный характер" представил один из его авторов Федот Тумусов:
Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы. Вот представьте себе Северный Ледовитый океан и реки, впадающие в этот великий океан, и понятно, что они работают очень сезонно, максимум два-три месяца, с учётом начала и конца, это до шести месяцев. И возникает очень много вопросов, именно порядка налогообложения и отвлечения оборотных средств этих предприятий речного транспорта. Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части установления особенностей исчислений и уплаты налога на прибыль организаций, основная деятельность которых носит сезонный характер", направлен на установление условий, обеспечивающих справедливый по срокам и объёмам начисления налога на прибыль организаций налоговый режим для организаций внутреннего водного транспорта, расположенного в районах Крайнего Севера, основная деятельность которого носит сезонный характер, то есть менее шести месяцев за календарный год.
Законопроект инициирован в связи с многочисленными обращениями в адрес депутатов Государственной Думы со стороны вышеуказанных организаций, обеспечивающих порой до 100% потребностей отдельных субъектов Российской Федерации в перевозках, погрузочных и иных работах и услугах.
Вот, например, я был в посёлке, там действует Колымская судоходная компания, и конкретно они обратились ко мне с этим вопросом. Навигационный период таких организаций, работающих в суровых условиях Крайнего Севера, как правило, начинается в мае и заканчивается в октябре. Одновременно с этим предприятие функционирует круглый год, получая прибыль, как отмечалось выше, работая лишь несколько месяцев. Беспрерывное функционирование предприятия в течение всего года, безусловно, несёт для них постоянные расходы: это и заработная плата сотрудников, и содержание управленческого персонала, обслуживающих производств, таких как ремонтно-механические мастерские, котельные, кислородные станции, отделы материально-технического снабжения, производственные цеха и так далее. Доходы же, как было отмечено выше, появляются лишь с конца второго квартала и, может быть, до декабря. При этом порой до 50% годовых доходов приходится всего на три-четыре месяца в году.
В связи со столь резкими сезонными колебаниями прибыли соразмерно происходит колебание налоговой базы, налога на прибыль и последующее исчисление суммы налога к оплате. В соответствии со статьёй 289 Налогового кодекса Российской Федерации предприятия подают налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций с ежемесячно нарастающим итогом. Ежемесячные авансовые платежи, выплачиваемые в соответствии со статьёй 286 Налогового кодекса России, предприятия исчисляют самостоятельно, исходя из установленной налоговой ставки и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Затем предприятие определяет сумму налога на прибыль к доплате либо к уменьшению уже с учётом авансовых платежей.
Анализируя вышеуказанные показатели компаний, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера, носящую сезонный характер, за последние три года, мы обнаружили, что сумма налога на прибыль к доплате имеет отрицательные значения и уплаченный ранее налог подлежит уменьшению. При этом мы обнаружили, что важнейшим моментом является то, что суммы переплаты предприятию не возвращаются, а могут быть зачтены в счёт уплаты налога на прибыль в тот период следующего финансового года, когда он возникает, то есть фактически через восемь-девять месяцев с момента перечисления средств на расчётный счёт предприятия.
Таким образом, для предприятия образуется отвлечение колоссального объёма денежных средств из оборота предприятия, из оборотных средств, на длительный период, в течение которого государство фактически пользуется такими денежными средствами, не осуществляя никаких возмещений предприятиям и, более того, нанося им вследствие оттока средств существенные убытки в виде упущенной выгоды, заключающиеся в невозможности распоряжения средствами в течение вышеуказанного срока.
Уважаемые коллеги, на устранение этих возникающих коллизий направлен предлагаемый законопроект. Прошу поддержать. Спасибо.