"СР" провела в Госдуме круглый стол о поддержке системы образования в условиях кризиса
см. также ↓Экспертный совет по образованию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе провел круглый стол на тему "Механизмы поддержки системы образования в условиях экономического кризиса". Модератором заседания выступил депутат фракции "СР", заместитель председателя Комитета ГД по образованию Виктор Шудегов.
Выступление Виктора Шудегова на заседании круглого стола "Механизмы поддержки системы образования в условиях экономического кризиса"
Выступление Олега Нилова на заседании круглого стола "Механизмы поддержки системы образования в условиях экономического кризиса"
Выступление Рушании Бильгильдеевой на заседании круглого стола "Механизмы поддержки системы образования в условиях экономического кризиса"
В работе круглого стола приняли участие члены Экспертного совета фракции "СР", педагогические работники и руководители образовательных организаций, представители общественных объединений студенчества, представители СМИ.
В своем выступлении Виктор Шудегов сказал, что нам нужно привыкать "жить, работать и учиться в условиях санкций", поскольку они не будут сняты, если Россия не откажется от Крыма, а этого, конечно же, не произойдет.
"Два миллиона выпускников сузов и вузов появится на рынке труда, но Правительство не задумывается об их трудоустройстве", отметил он.
Депутат также высказался о проблеме слияния вузов и сокращения их количества.
"Вам не кажется, что это ничто иное как перераспределение рынка образовательных услуг?", подчеркнул он.
"Особо хотелось бы отметить, что много инициатив было от нашего профильного министерства, в частности, оно передало с федерального уровня на региональный сначала начальное образование, потом среднее. Что из этого вышло, мы знаем, заявил Виктор Шудегов. Сейчас создается сеть опорных университетов. Вам не кажется, что это первый шаг для передачи их с федерального уровня на региональный? Поэтому мы должны всячески этому препятствовать".
"Правительство находит самый простой способ решения проблем залезть в карман к нашим пенсионерам, нашим студентам, но это все равно не решает проблему нехватки средств", сказал депутат.
Он напомнил, что руководитель фракции "СР" в ГД Сергей Миронов предложил источник, откуда можно достать средства – отмена возврат НДС для экспортеров природных ресурсов.
"Решение наших экономических проблем упирается в развитие нашей системы образования, качество которой, как вы видите, начинает падать, сказал политик. Образование должно стать маршевым двигателем выхода из экономического кризиса".
Заместитель министра науки и образования ДНР Михаил Ушаков поблагодарил в лице собравшихся российский народ за поддержку, которая оказывается республике в становлении системы образования.
По его словам, сегодня система образования и науки ДНР насчитывает 30 научно-исследовательских институтов, 18 высших учебных заведений, более сотни техникумов, более 145 тысяч школьников получают среднее образование.
"Безусловно, становление системы образования сложный процесс, который проходит в непростой обстановке, отметил он. Решение о том, на каком языке мы будем обучать наших детей, принималось учениками и их родителями, 98% учебных заведений работают на русском языке".
Он также рассказал о проблеме признания дипломов, которые не принимаются украинской стороной. В связи с этим ряд российских вузов предоставил выпускникам с Донбасса возможность получить дипломы РФ экстерном.
"Мы надеемся, что опираясь на Россию мы сможем решать наши проблемы в сфере образования", заявил он.
Председатель регионального общественного движения "Мамы Москвы" Кристина Симонян в своем выступлении отметила, что система образования претерпела изменения, но подход к реформам был в корне неправильным в документах, которые определяли реформы, не говорилось о качестве образования, они касались только финансовых вопросах и пресловутого ЕГЭ.
"Пора честно признать, что система бесплатного образования это миф, по сути, мы, родители, платим за все", отметила Кристина Симонян.
"Остается вне образовательного процесса самая главная компонента образования воспитательная", заявила она.
Доктор педагогических наук, профессор Денис Сомов в своем выступлении уделил внимание воспитательной роли, которую, по его словам, продолжает играть школа и учителя, несмотря на то, что законом это не прописывается. По его словам, также большие права даны родительскому сообществу, но не всегда родитель может определить учебные потребности ребенка, не являясь профессионалом в этой области.
Член президиума Российской Академии образования Николай Никандров напомнил о существовании разработанной в 1999 году Доктрины об образовании. Он отметил ряд актуальных вопросов, вошедших в доктрину, и подчеркнул, что нужно решить, принимать ли новую доктрину или актуализировать прежнюю с учетом новых реалий.
"Надо дать оценку деятельности руководителей системы образования прежней и нынешней", заявил он. По его словам, в последние годы взаимодействие с работниками Министерства образования дается все сложнее.
Заместитель руководителя фракции "СР" Олег Нилов также говорил о кадровой проблеме министерства. "Без изгнания ЕГЭобразов из "храма образования", ростовщиков, которые пришли зарабатывать на образовании, ничего не вернуть и не улучшить", сказал он.
Депутат напомнил об акции "СР", обращенной к Правительству РФ "Делай или уходи!".
"К господину Ливанову я бы обратился с лозунгом "Наделал уходи!" ему не нужно уже давать времени на исправление ошибок", заявил он.
По словам Олега Нилова, условия, в которых люди получают образование, изменились позволить себе спокойное и безбедное существование во время обучения могут единицы.
Парламентарий также заявил о необходимости принятия закона об обязательном приравнивании стипендии, как минимум, к прожиточному минимуму.
"Я убежден, что паровозом, который может вывести страну из всех проблем, было, есть и будет образование". подчеркнул он.
Президент гильдии российских адвокатов, ректор Российской академии адвокатуры и нотариата, председатель Коллегии адвокатов "Московский юридический центр" Гасан Мирзоев отметил, что переход на болонскую систему был неуместен в российских условиях. "Почему мы должны подходить под европейскую гребенку, отметил он. Своеобразность и самобытность России дает возможность полагать, что мы могли позволить себе не подвергать себя такому неуместному эксперименту".
Председатель РО СР в Республике Татарстан Рушания Бильгильдеева рассказала, что специально к круглому столу в республике был проведен опрос, который показал, что главной проблемой в образовании респонденты считают сильное понижение его качества. И полагают, что нужно срочно принять меры, чтобы остановить эту тенденцию.
"Образование, увы, переходит к модели, когда образование ребенка все больше зависит не от его способностей и упорства, а от благосостояния родителей", сказала она.
Политик также рассказала о некоторых проблемах образования на муниципальном уровне. По её словам, рождаемость в Казани выросла в три раза, но проблема обеспечения всех детей местами в детском саду не решена. Кроме того, по ее словам, необходимо обеспечить грамотную интеграцию детей с ограниченными возможностями.
"В условиях экономического кризиса еще одна тема, на которую необходимо обратить внимание, это питание детей", отметила она. По словам Рушании Бильгильдеевой, данный вопрос должен регулироваться государством.
"В заключение как педагог не могу не сказать о роли учителя в обществе статус учителя имеет колоссальное, недооцененное значение. От того, каков учительский корпус, будет зависеть мировоззрение следующего поколение", подчеркнула политик. Она также озвучила предложение прировнять учителя к государственному служащему.
В ходе круглого стола прошло обсуждение конкретных рекомендаций для поддержки системы образования в условиях экономического кризиса на основе комплексного подхода. В частности, его участники проанализировали опыт антикризисных мер 2008 года по поддержке системы образования, определили ключевые проблемные зоны и приоритетные направления действий по комплексной защите российской системы образования, а также возможные шаги для лучшего понимания всеми заинтересованными сторонами путей комплексной защиты российской системы образования.
По итогам круглого стола был выработан ряд рекомендаций: повышение статуса педагогического работника, укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений, введение гарантий на получение дополнительного образования, поддержка выпускников сельских школ при получении высшего образования, формирование достаточных социально-бытовых условий для освоения образовательных программ обучающимися, поддержка через систему образования социально-незащищенных семей и другие.
Большинство участников круглого стола констатировали, что развитие образования это справедливый и прогрессивный механизм выхода России из экономического кризиса.