24 февраля в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец и Министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Вопросы им задали депутаты фракции "СР" в ГД Федот Тумусов, Михаил Сердюк, Ольга Красильникова.
Федот Тумусов:
У меня вопрос Министру труда и социальной защиты. Уважаемый Максим Анатольевич, стоимость рабочей силы в кризисные времена, наверное, падает, хотя китайская экономика вот уже много лет развивается за счёт дешёвой рабочей силы. Но у нас на северах стоимость рабочей силы намного выше, чем в южных районах, по причине высокой стоимости затрат на содержание и восстановление рабочей силы. Раньше всё северное удорожание компенсировалось из союзного бюджета, потому что осваивать Север стратегически было необходимо государству. Вопрос: какие меры планирует принимать Правительство по компенсированию стоимости рабочей силы на Севере, в том числе по так называемому районному коэффициенту и северной надбавке? Известно, что они потеряли былое экономическое значение и содержание, превратившись в некие расчётные показатели. Будут ли приниматься меры, чтобы изменить эту ситуацию?
Спасибо.
Максим Топилин:
Спасибо, уважаемый Федот Семёнович. Обычно ставится вопрос о том, чтобы северные надбавки и районные коэффициенты сохранились, чтобы никаких изменений в этой сфере не производилось, о чём я вам могу сказать, что Правительство не предпринимает никаких шагов по какому-то сокращению данных выплат. И это является принципиальной позицией Правительства. Вы знаете, что когда мы идём в том числе на изменения пенсионного законодательства, никаких вопросов по северным территориям мы не обсуждаем, и это является принципиальной позицией. Это первое.
Что касается возможности компенсации из федерального бюджета издержек, связанных с расходами на повышенную заработную плату или другие какие-то выплаты, то здесь я тоже вам могу сказать, что это является делом хозяйствующих субъектов. Да, безусловно, это объективные условия, но здесь, конечно, вести речь о каких-либо компенсациях из федерального бюджета пока не приходится. Мы исходим из того, что это должны быть издержки работодателей. Хотя различные варианты тоже рассматриваются, но пока таких решений нет, и мы исходим из того, что здесь всё-таки это расходы работодателей.
И последнее. Никогда в советское время эти расходы не компенсировались из союзного бюджета, о том, что вы сказали. Я, конечно, ещё раз это проверю, но такого в советские времена тоже не было.
Михаил Сердюк:
Ольга Юрьевна, критическая ситуация сложилась в Департаменте здравоохранения ХМАО. Не выполняются указы Президента, и за 2015 год снизилась зарплата работников учреждения здравоохранения муниципального и региональных форм собственности. Недавно прошли обыски, возбуждено уголовное дело и отстранён от должности директор департамента здравоохранения.
Однако вместо наведения порядка власти субъекта решили устроить ток-шоу и провести всенародные выборы директора Департамента здравоохранения. При прочих равных победу в них одержит шоумен, а не профессионал, и большинству понятно, что тем самым перекладывается ответственность за это кадровое решение на население. Безропотность главврачей подстёгивается однолетними, подчёркиваю, однолетними контрактами с этими сотрудниками и тем самым они оказываются очень зависимы. И в итоге единый центр закупок медицинского оборудования ведёт крайне некачественную работу и получает ряд нареканий со стороны медицинских работников. Прошу вас вмешаться в ситуацию и разорвать этот порочный круг.
Ольга Голодец:
Но я хочу вас уверить, что ни одно назначение без согласования с Министерством здравоохранения такого уровня не происходит. И тот случай, о котором вы говорите, документы по нему находятся сейчас в Министерстве здравоохранения. Спасибо.
Ольга Красильникова:
Уважаемая Ольга Юрьевна, в нашей стране 20 миллионов граждан являются малоимущими. По данным Министерства промышленности и торговли в 2017 году предусмотрена программа продовольственной помощи. Речь идёт о продуктовых сертификатах на тысячу четыреста рублей на человека в месяц. Мы, конечно же, всецело поддерживаем данную идею.
Как заявлено, данная система будет работать по принципу адресности. Например, могут получать данную программу только многодетные семьи или одинокие родители с детьми, но это значит также, что не все граждане, которые нуждаются, находятся в трудной жизненной ситуации, могут получить эту помощь, соединив такие социально уязвимые, как пенсионеры и люди, оставшиеся без работы в нынешней сложной экономической ситуации. В некоторых зарубежных странах для таких категорий людей существует программа социального льготного питания, да и в некоторых наших регионах также есть, за счёт жертвователей и региональных бюджетов, предусматривается такой вид поддержки, но о ней мало кто знает. Не считаете ли вы, уважаемая Ольга Юрьевна, целесообразным введение подобной практики у нас в стране для всех малоимущих граждан? Спасибо.
Ольга Голодец:
Уважаемая Ольга Константиновна, но у нас всё-таки это компетенция субъекта Российской Федерации и каждый регион выбирает те формы поддержки бедного населения, которые наиболее приемлемы и вызывают поддержку в данном регионе.
И, конечно, у нас очень распространена поддержка в натуральном виде и, в том числе это касается детей: бесплатное школьное питание для старшеклассников, в том числе, обеспечение бесплатного посещения детских дошкольных учреждений, ну и так далее.