Несмотря на все усилия по импортозамещению, всё ещё наблюдается тенденция к сокращению внутреннего спроса на промышленную продукцию. Однако основное падение уже произошло. В нынешнем году в отдельных отраслях будет наблюдаться не только незначительное падение, но даже рост, если удастся продлить целевые программы, доказавшие свою эффективность, считает первый заместитель председателя Комитета ГД по промышленности Валерий Гартунг:
– Ожидается небольшой рост производства грузовых вагонов, что связано с решением правительства о продлении срока их эксплуатации, повлиявшее на спрос и, как следствие, на производство. К сожалению, падение в этой отрасли было серьёзным. Так, если в 2012 году только "Уралвагонзавод" произвёл 28 тыс. вагонов, то в 2015 году суммарное производство по стране снизилось со 100 тыс. до 25 тыс. вагонов.
Полагаю, что и в автопроме немножко увеличится доля производства отечественных грузовиков. Дешёвый рубль сделал их более востребованными в отличие от импортных аналогов, несмотря на общее падение спроса.
В прошлом году позитивной мерой стала поддержка продаж отечественной сельскохозяйственной техники. В итоге "Ростсельмаш" и "Кировский тракторный завод" показали 20-процентный рост производства. В случае продления этой программы, и в этом году мы увидим позитивные сдвиги. Если её расширить на автопром – на прицепы и строительно-дорожную технику – и здесь будет 20-процентный рост. Поэтому, когда получим антикризисный план правительства, будем настаивать на продлении эффективных программ.
Кроме этого, мы настаиваем на структурных реформах, которые серьёзно пополнят бюджет. В первую очередь речь идёт об отмене возврата НДС экспортёрам сырья. Во-вторых, нужно прекратить практику госзакупок у единственного поставщика. В-третьих, важно искоренить коррупционные схемы при ввозе импортных товаров на территорию Российской Федерации (только из-за отсутствия таможенных сборов страна теряет порядка 2 трлн руб.). В-четвёртых, необходимо более эффективно управлять государственной собственностью и прекратить тратить деньги на ВЭБ, ВТБ, убыточные государственные холдинги.
Средства нужно направлять на отраслевую поддержку, увеличение финансирования как процентной ставки по кредитам, так и научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, ориентированных на импортозамещение. Необходимо профинансировать льготную ставку кредитования, предлагаемую Фондом поддержки промышленности, которая оставляет сейчас 5 %, в то время как рыночная ставка составляет неподъёмные 13–18 %.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выходила с этими предложениями на правительство ещё в прошлом году. Время показало нашу правоту. Увы, правительство пока намерено сворачивать эффективные меры.
По материалам источников: Газета "Справедливая Россия"