27 января в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступил Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов. Вопросы министру задали депутаты фракции "СР" в ГД Виктор Шудегов, Валерий Черешнев, Андрей Руденко.
Виктор Шудегов:
Уважаемый министр, я хотел напомнить, что в своём докладе вы ни слова не сказали о том, что у нас сейчас в стране кризис. Если вы помните, в кризис 2008 года, когда Правительством руководил Владимир Путин, сразу же были приняты радикальные меры по защите системы образования. Например, заморожены были расценки на обучение в вузах в государственных и негосударственных. Предложено было вузам переводить студентов с платной формы на бюджетную, именно тех студентов, которые успешно обучались. Было увеличено количество магистерских мест, аспирантских, увеличены сроки в аспирантуре и так далее, чтобы ни одного студента не оказалось на улице, и чтобы ни один преподаватель в условиях кризиса не остался без работы. Что сделано вами в условиях вот данного кризиса, этого мы не услышали.
Дмитрий Ливанов:
Спасибо за вопрос, Виктор Евграфович.
Во-первых, хочу сказать, что те меры, которые были приняты в 2008 году, в том числе и упрощённые правила перевода студентов с контрактной основы на бюджетную, они действуют и сегодня. Здесь ничего в отношении студентов и преподавателей не ухудшилось.
Сейчас мы предлагаем принять целый ряд дополнительных мер по улучшению социального самочувствия преподавателей и студентов. Прежде всего, это то, что плата за общежития студенческие и плата контрактных студентов за обучение не будет индексироваться темпами выше, чем темпы инфляции.
Кроме того, крайне важно, что Правительством уже сейчас принято решение о том, что заработная плата является защищенной статьёй бюджета, заработная плата преподавателей. Ни при каких изменениях бюджета эта статья не будет подлежать сокращению. Мы ставим также вопрос о том, чтобы стипендии студентов были также отнесены к категории защищенных статей. Спасибо.
Валерий Черешнев:
Глубокоуважаемый Дмитрий Викторович!
Вот неделю назад на состоявшемся заседании Совета по образованию и науке при Президенте несколько раз звучала цифра, что у нас сегодня в России 150 ведущих вузов, на долю которых приходится 80% научной продукции и которые сами по себе составляют лишь 10% научно-исследовательских учреждений. Это и вузы, и центры, и государственные научные центры.
У меня вопрос, включающий три части. Первое. Кто и когда определил эти 150 ведущих вузов? Второе. Сколько же у нас, если это 10%, всего учреждений, занимающихся научной деятельностью, в государственном и частном секторе? И третье. А что будет с оставшимися 90% учреждений, занимающихся наукой, которые не вошли в лидирующую группу ведущих институтов?
Спасибо.
Дмитрий Ливанов:
Валерий Александрович, большое спасибо за вопрос.
У нас сегодня в России около 2,5 тыс. организаций, которые занимаются научными исследованиями и разработками. Это включает не только государственные организации, высшие учебные заведения или научно-исследовательские институты, это включает и негосударственные организации, в том числе и промышленные предприятия. Государственных организаций у нас примерно 1200. Та аналитика, которая была представлена на последнем заседании Совета по образованию и науке при Президенте Российской Федерации, исходила из анализа наукометрических данных по публикационной активности наших научных организаций. Конечно, это далеко не полный взгляд на научную активность в Российской Федерации.
Я уже сказал, что мы отмечаем в 2014 году и рост впервые за 20 с лишним лет числа исследователей и учёных в нашей стране и повышенное внимание бизнеса к проведению научных исследований, к инвестированию в научные исследования и разработки. Я думаю, что масштабные программы импортозамещения, которые сейчас реализуются в целом ряде отраслей, в том числе создадут предпосылки для более активных связей нашей промышленности с одной стороны и нашей науки с другой стороны.
У нас нет перечней 100 или 150, или 250 организаций, которые являются ведущими. Мы считаем, что научные исследования нужно поддерживать во всех организациях, сколько бы их ни было, которые могут их вести на высоком международном уровне.
Андрей Руденко:
Уважаемый Дмитрий Викторович, на Международной математической олимпиаде в 2015 году наша сборная российских школьников в составе шести человек заняла восьмое место, а по медальному зачету даже в двадцатку не попали, 21-е место.
Последняя золотая медаль на Международной математической олимпиаде была завоевана в 2007 году, с 2007 года по 2010-й вторые места, с 2011-го по 2014-й четвертые места, и вот восьмое место. Скажите, пожалуйста, с чем связано выступление нашей замечательной российской сборной по математике, которой мы гордимся с качеством подготовки учащихся, с качеством проведения наших внутренних олимпиад или с введением в 2008 году обязательного Единого государственного экзамена по математике?
Дмитрий Ливанов:
Спасибо за вопрос, Андрей Викторович.
Действительно наша команда по математике в этом году выступила не так хорошо, как мы ждали. Наши ребята привезли шесть серебряных медалей, каждый без исключения участник, всего в команде шесть человек, получил серебряную медаль. Некоторые из них были очень близки к золоту, но так сложились обстоятельства, что золото не получили.
Тем не менее в командном зачёте, вы правильно сказали, наши заняли восьмое место, но это восьмое место в мире, среди ста с лишним команд, это первое место в Европе, впереди нас только азиатские команды и Америка, и Австралия. Так что это результат не такой плохой даже с учётом всех вот этих субъективных обстоятельств.
Но должен вам сказать, что в этом году, например, наша команда по физике, наша команда по информатике, наша команда по биологии выступила лучше, чем в прошлом году, завоевав больше золотых медалей. И в целом если взять выступление всех наших сборных команд, у нас семь команд по предметам школьным, и ещё так называемая юниорская команда по естественным наукам, мы получили не меньше золотых, серебряных и бронзовых медалей, чем в последние годы. Я думаю, что в следующем году команда по математике выступит на высоком уровне.