Лариса Полякова: Сергей Миронов вернул Донецку российскую систему образования
см. также ↓Донбасс постепенно возвращается к мирной жизни. В развитии молодой Донецкой Народной Республики особая ставка сделана на образование, воспитание и обучение молодого поколения. Последняя новость – внедрение образовательной программы "КМ-Школа", подаренной Донбассу Председателем Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергеем Мироновым. Какие задачи сможет решить этот комплекс? Удалось ли ДНР сохранить свой образовательный и научный потенциал? Есть ли надежное будущее у молодежи Народной Республики? Об этом рассказывает министр образования и науки ДНР Лариса Полякова.
Лариса Петровна, в ДНР стартовало внедрение образовательной программы "КМ-Школа". Расскажите, что это такое.
Сертификат на бесплатное подключение к образовательной системе "КМ-Школа" подарил нам лидер СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Сергей Михайлович Миронов, находясь в конце декабря прошлого года с рабочим визитом в Донецке. Теперь наши учащиеся будут иметь доступ к необходимым учебно-методическим материалам, а школы получат программное обеспечение для работы локальной школьной образовательной информационной сети. По сути, благодаря Миронову мы получили готовые мультимедиа-уроки по предметам школьной программы с 1 по 11 классы, медиатеки, энциклопедии, обучающие и развивающие игры, тренинги, электронную библиотеку, коллекции музыки, курсы развития личности и многое другое.
Недавно Сергей Миронов принял нашу делегацию в Государственной Думе и передал нам 300 учебно-методических комплектов образовательной программы, которые дают возможность младшим школьникам ДНР сразу же включиться в систему. Также нам было передано программное обеспечение для разворачивания работы локальной школьной образовательной информационной сети, которую мы начинаем внедрять уже сейчас, с конца января.
После карательных операций украинских силовиков в Донбассе не во всех школах Республики сохранились компьютерные классы, однако вместе с Мироновым и разработчиками программы "КМ-Школа" мы нашли решение. Каждому из школьников по запросу будет предоставлен доступ к интернет-версии программы – так называемой "е-КМ-Школе". Это позволит ребятам самостоятельно, из дома готовиться к урокам, а также пользоваться базами знаний, удобными конструкторами и социальными сервисами, которые мы сейчас устанавливаем в школах. Надеюсь, внедрение комплекса "КМ-Школа" поможет непрерывному ведению образовательного процесса в ДНР.
Интересно узнать, как становятся министрами? Расскажите о вашем профессиональном пути.
После школы я поступила в Донецкий госуниверситет на математический факультет. Параллельно с учебой на старших курсах работала воспитателем в группе продленного дня. Так постепенно и "выросла" до учителя высшей категории. Потом перешла на работу в Донецкий госуниверситет управления, там прошла путь от преподавателя до заведующей кафедрой информационных технологий, защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Когда началась война, я поняла, что моё место здесь, в Донецке. О том, чтобы куда-то уехать, и мыслей не было.
Министерство образования и науки ДНР было сформировано в сентябре 2014 года, и я была связана с ним со дня его основания. Работала в должности первого замминистра. А в мае 2015 года глава Республики Александр Захарченко доверил мне руководство системой образования и науки ДНР.
Что происходило в школах и вузах в период военных действий ВСУ на Донбассе?
Наверное, эта война навсегда останется в памяти жителей Донбасса. Это было время страха и бессилия, и вместе с тем время необыкновенного единения и сплоченности людей. Естественно, когда шли непрерывные массированные обстрелы, занятия во всех образовательных организациях и учреждениях были отменены. Но продолжалась работа на дому, учителя готовили и передавали ученикам задания, контролировали их выполнение.
Из школ, которые находились в прифронтовой, так называемой "красной" зоне, или сильно пострадали в результате обстрелов, мы привозили детей в близлежащие школы. Старались делать все возможное, чтобы сохранить школьные коллективы и преподавательский состав. Большую сознательность проявляли и родители. Однажды летом я была в одном из детских садов и видела, как в сорокаградусную жару женщина рисует на асфальте рисунок масляными красками. Я у нее спросила, почему она это делает именно сейчас. Женщина ответила, что вечером здесь запланировано мероприятие, и ей очень хочется порадовать детей. Оказалось, это мама одного из воспитанников детсада. Я была очень рада такому уроку доброты и мужества, который родители дарили своим детям. Поняла, что всё у нас будет хорошо.
Война наверняка заставила детей повзрослеть. Какие они – юные граждане ДНР?
Все дети, оставшиеся здесь, – настоящие патриоты. Более того, я считаю, что наши дети – дети войны – настоящие герои. Это я говорю без патетики и без пафоса.
Видимо, донецкие школьники и студенты активно участвуют в патриотических акциях?
- В таком неспокойном 2015 году 270 поисковых отрядов "Наследники Победы", активисты музеев, учащиеся школ и ПТУ, воспитанники учреждений дополнительного образования, детские общественные организации стали участниками масштабной акции "Вахта памяти". 5 мая 2015 года состоялся Республиканский слёт поисковых отрядов и активистов музеев, посвящённый 70-летию Великой Победы. Его участниками стали более 200 школьников и педагогов.
Ни одна образовательная организация в ДНР не осталась в стороне от праздничных мероприятий, посвящённых 72-й годовщине освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. Около 110 тысяч учащихся почтили память тех, кто отдал свои жизни за светлое будущее Донецкого края.
Чем занимается сегодня Министерство образования и науки ДНР?
С первого дня создания министерства мы действовали по всем направлениям, системно – здесь и бюджетная, и нормативно-правовая политика, и работа в сфере образования, воспитания, социальной защиты и психологической поддержки учащихся, и аттестация педагогических и научно-педагогических кадров, а также работа в сфере поддержки науки и инноваций, в области международного сотрудничества.
Во время подготовительного этапа мы провели лицензирование и государственную аккредитацию образовательных организаций на территории ДНР, разработали нормативно-правовые документы по вопросам лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ. В прошлом году нам удалось осуществить переход общеобразовательных организаций ДНР на новые государственные образовательные стандарты. Говорю "новые", но надо понимать, что мы особое внимание уделяли принципу преемственности, потребностям Республики и закону ДНР "Об образовании".
Надо заметить, что после распада СССР на Украине началась кардинальная перестройка всего образования. В первую очередь, был "перевернут" идеологический аспект. Поэтому при формировании системы образования ДНР мы постарались избавиться от элементов украинской националистической пропаганды и манипулирования историей. Так, работа над учебником истории Отечества в ДНР велась целый год. На базе Донецкого национального университета работали ученые, учителя и общественники. Не скрою, порой обсуждение было весьма бурным. Но в результате мы получили учебник истории Отечества, который полностью соответствует образовательному стандарту ДНР. Наша цель – максимально, но не копируя, приблизиться к советской системе образования, ведь она была лучшей в мире.
Какие цели и задачи вы поставили на ближайшие три года?
Республика развивается, меняются и запросы населения. Нам необходимо сформировать гибкую, подотчетную обществу систему непрерывного образования, обеспечив равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей. Мы много работаем над вопросами модернизации образовательных программ в условиях внедрения новых образовательных стандартов, создаем современную систему оценки качества образования на основе открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. То есть мы стараемся сделать всё для обеспечения высокого качества образования.
Для меня важным показателем стало то, что во время вступительной кампании в вузы практически по всем специальностям у нас был конкурс на места, финансируемые за счет республиканского бюджета. На одно бюджетное место претендовало до семи человек! Это значит, что людей интересует качественное и доступное образование, и они знают, что получат его в ДНР.
Почему вы решили отказаться от Болонской системы?
Во-первых, мы нуждались именно в республиканской модели образования, которая была бы близка и понятна жителям ДНР. Во-вторых, реформирование системы образования было необходимо с целью развития единого образовательного пространства с дружественными нам странами, соблюдения единых требований к уровню общеобразовательной подготовки. В-третьих, мы ответственны за собственное национально-общественное развитие, нашу историю.
Сегодня как никогда важна самоидентификация граждан Донецкой Народной Республики. Сфера образования и науки – приоритет государственных интересов, система развития отечественных традиций, формирования патриотических ценностей, интеллектуального потенциала. А Болонская система, так или иначе, ориентируется на европейскую интеграцию.
- Ваше министерство взяло под контроль фундаментальную науку. Какую работу вы ведёте в этом направлении?
Наша цель – сформировать конкурентоспособный и эффективно функционирующий сектор исследований и разработок, который будет интегрирован в образование. То есть нам необходимо развивать именно фундаментальные научные исследования, создавать опережающий научно-технический задел на приоритетных направлениях научно-технического развития. Конечно, хотелось бы интегрировать сектор исследований и разработок ДНР и в международное научно-техническое пространство.
Одним из первых шагов стало создание Совета по науке для повышения эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности в ДНР, в том числе обсуждения государственных программ и экспертизы нормативно-правовых актов в сфере науки, инновационной деятельности, интеллектуальной собственности. В 2015 году этот Совет решил несколько важнейших задач, из которых можно выделить план мероприятий научно-технической поддержки и развития угольной отрасли ДНР на 2016-2020 годы и список тем работ научных учреждений и образовательных организаций ДНР.
Кстати, сегодня у нас действует 14 советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук. В декабре прошлого года прошли первые заседания по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.
Как строятся взаимоотношения вашего министерства с Минобрнауки РФ? Помогают ли вам специалисты и ученые из России?
Разработаны проекты договоров о сотрудничестве между нашими министерствами по вопросам финансирования сферы образования и науки, восстановления научных и образовательных объектов, укрепления материальной и учебной базы, по кадровым вопросам. Наши сотрудники принимают активное участие в конференциях и семинарах, проводимых Министерством образования и науки РФ, Рособрнадзором. В 2015 году использовалась база некоторых центров Рособрнадзора для прохождения процедуры сдачи ЕГЭ более чем для 300 школьников ДНР. С согласия Рособрнадзора в Донецке создан международный пункт ЕГЭ.
Мы вели планомерную работу по подготовке высококвалифицированных кадров в вузах России и решению проблемы выдачи дипломов российских вузов через экстернат. Всесторонне рассматривались вопросы повышения квалификации специалистов, профессорско-преподавательского состава ДНР в научно-образовательных и ведомственных центрах Минобрнауки РФ. Мы уже договорились о поддержке научно-исследовательских институтов ДНР в программе РФ по импортозамещению, а также об участии научно-исследовательских институтов ДНР в инновационных проектах РФ. Ряд наших институтов, которые во времена СССР являлись головными, несмотря на все трудности и по сей день остаются лидерами в своих сферах.
Мы можем и хотим участвовать в общей работе вместе с россиянами. На днях мы передали для лидера СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ пакет документов с предложениями о научно-техническом сотрудничестве и производственной кооперации. Сергей Миронов понимает все нюансы и важность таких программ, поэтому его личная поддержка и содействие для нас очень важны.
Это правда, что дипломы и аттестаты ДНР признаны в России?
Абсолютно верно: достигнуты договоренности о признании в Российской Федерации аттестатов об общем среднем образовании, дипломов о среднем и высшем профессиональном образовании, выдаваемых Министерством образования и науки ДНР, а также ученых званий ДНР. Россия поддерживает создание диссертационных советов в ДНР, уже утвержден порядок защиты диссертационных исследований в российских диссертационных советах, согласован вопрос участия ученых ДНР в работе российских диссертационных советов.