Андрей Руденко и Александр Тарнавский о поддержке малого предпринимательства
см. также ↓16 декабря Государственная Дума в первом чтении отклонила две законодательные инициативы фракции "СР" проект федерального закона № 561736-6 "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения параметров, установленных для применения упрощенной системы налогообложения), проект федерального закона № 842725-6 "О внесении изменения в статью 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (по вопросу увеличения до 120 млн. рублей величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения). С докладом и заключительным словом по второму законопроекту выступил Андрей Руденко. В поддержку законодательных инициатив от фракции "СР" выступил Александр Тарнавский. Предлагаем выдержки из стенограммы рассмотрения данного вопроса:
Андрей Руденко:
- Добрый вечер, коллеги!
Мы предлагаем всё-таки увеличить доходную часть для субъектов, применяющих упрощённую систему налогообложения, с 60 миллионов до 120 миллионов. Я не буду затруднять вас очень длительное время, я хочу сказать, что в апреле этого года было большое заседание, на котором под руководством Президента Владимира Владимировича Путина рассматривались вопросы развития малого предпринимательства.
Дело в том, что эти вопросы актуальны, и пока, к сожалению, Правительство до настоящего момента не внесло в Государственную Думу ни одного законопроекта, который бы стимулировал объекты малого предпринимательства, в том числе применяющего упрощённую систему налогообложения для своего развития. В данной ситуации хочу сказать, что, как в прошлом предприниматель, у меня были предприятия, в том числе, которые применяли упрощённую систему налогообложения.
Что делает любой предприниматель, когда у него идёт бизнес, и он доходит до определённой черты, до 60 миллионов? Он просто открывает второе предприятие. Почему? Потому что, если у тебя доход превышает 60 миллионов, к примеру, то включается обычная система налогообложения. То есть НДС, прибыль и так далее, и тому подобное. То есть ты должен с этого дохода, который ты платишь, или 6%, или доход 15%, если доходы минус расходы, тогда переходишь на обычную систему налогообложения. Поэтому многие предприятия это не стимулируют.
Я бы коллегам порекомендовал, вот так живо обсуждающим, есть такой замечательный журналист Владимир Цветов, ещё из старых очень времён, почитайте, пожалуйста, его книгу, "Пятнадцатый камень сада Рёандзи" называется. В своё время Цветов очень долго проработал в Японии, он был известный журналист-международник. И я, когда читал эту книгу, это было в моей молодости, я смог заметить как работает экономика Японии.
Дело в том, что, допустим, крупный концерн "Тойота". Вы знаете, что на "Тойоте" существует только сборка? Сборка из тех частей маленьких, которые делают малые предприятия. И вот он рассказывает буквально пример. Какое-то малое предприятие изготавливает фары, какое-то изготавливает подшипники, какое-то изготавливает колёса, и так далее. Чётко отлаженная система малых предприятий, которая обязана логистикой и которая позволяет на сборку, на этот завод производить хорошие, добросовестные и качественные машины, причём каждое малое предприятие отвечает за то, что оно производит. Не дай бог, он какую-то фару произвёл с дефектом, некачественную.
Поэтому мы свою экономику также должны строить, мы должны сделать так, чтобы наши малые предприятия больше приносили в экономику. Вы должны понимать прекрасно, куда идут доходы от упрощённой системы, они идут в региональные бюджеты.
Вот допустим, Краснодарский край, который я представляю, у нас бюджет сформирован на 40-45% из НДФЛ и практически 10-12% это налоги, которые даёт малый бизнес.
Мы все должны с вами прекрасно понимать, что то, что мы предлагаем, мы не меняем ни налоговую базу, мы не меняем ни наши бюджеты, мы даём право предприятиям на упрощённой системе налогообложения просто работать и повышать свои доходы и тем самым платить налоги добросовестно.
Поэтому я предлагаю поддержать наш законопроект. И я тоже вот немножечко разочарован заключением Правительства, я вам сейчас зачитаю статистику, я её не понял, честно, из ответа Приходько.
"По данным налоговой статистики за 2013 год из 2 миллионов 480 тысяч организаций, индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, доходы от 20 миллионов получили 2 миллиона 370 тысяч предприятий из 95,6%, а доходы до 50 миллионов рублей 2 миллиона 460 тысяч предприятий или 99,2 %". Что-то с математикой, наверное, в Правительстве не очень.
Поэтому я думаю, что вот малые предприятия лучше им скажут, как считать проценты и как считать доходы. Вы видите статистику даже из приведённых, что на грани до 50 миллионов доходов у нас почти 2,5 миллиона предпринимателей. А если взять 6% отсюда или хотя бы, посмотрите, сколько приходит в региональные бюджеты.
Спасибо, коллеги, за внимание. Прошу вас поддержать наш законопроект.
Александр Тарнавский:
Разные мы слышали выступления, разной степени накала, разной аргументации. И, кажется, слушаешь одного коллегу всё понятно, слушаешь другого тоже, вроде бы, всё аргументированно. Поэтому, мне кажется, эта тема из того разряда, когда чем больше слышишь, тем больше сомневаешься.
И, полагаю, в связи с этим нынешнее обсуждение было бы небесполезным, поскольку это опять же из той же истории, стакан наполовину полон или наполовину пуст. И надо с разных сторон соблюсти то, что мы хотим, сэкономить бюджетные средства, особенно для регионов, а также развивать малое предпринимательство. И нам всегда нужно достигать определённых компромиссов.
Ещё буквально вчера мы проголосовали во втором чтении за непростой и весьма сомнительный законопроект относительно предоставления возможности для микрофинансовых организаций выдавать кредиты больше чем раньше, с 1 до 3 миллионов рублей для индивидуальных предпринимателей малого и среднего бизнеса. При том, что Сергей Михайлович Катасонов просто, по-моему, так, если очень коротко, говорил о том, что мы просто выстроили что-то наподобие пирамиды, которая, в конечном счёте, просто может рухнуть только позже, поскольку лимиты мы увеличили, либо немножко по-другому это было сказано.
Вот в связи с этим я полагаю, что вне зависимости от результатов голосования эту тему нужно обсуждать. Потому что поступать кудринскими методами, а именно не выпускать деньги, мы это прошли последние если не десятилетия, то годы. И мы понимаем, что это неплохо деньги экономить, но для того, чтобы страна двигалась вперёд, нужен экономический рост, нужно экономическое развитие.
Много раз, в том числе, в этом зале говорилось, что залогом успеха является малый и средний бизнес, его развитие и ряд инициатив наших коллег как раз говорит об этом.
Насколько удачные эти предложения, не знаю, вам оценивать, но мне кажется, воля и желание авторов этих законопроектов направлены на то, чтобы стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, ему до сих пор крайне сложно. Сейчас вообще не очень понятно, зачем они этот бизнес берут, особенно беря кредиты в валюте, когда они не понимают, что будет через полгода с курсом доллара. Я извиняюсь, он может быть ещё хуже для них и как эти деньги отдавать.
Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит оба законопроекта, ваш выбор и повторяю, если законопроект не наберёт необходимого количества голосов, призываю эту тему не бросать, потому что она связана с развитием предпринимательства, а другого пути нам не дано.
Андрей Руденко (заключительное слово):
Спасибо всем коллегам, принявшим участие в обсуждении двух столь замечательных законопроектов.
Я всё-таки хочу коллегам напомнить, у нас в России есть определённый кризис. Хочу сказать, что если почти год назад у нас доллар стоил 30 рублей, то теперь он на бирже торгуется под 70, евро под 80 почти, нефть упала.
Посмотрите, дело в том, что предприятия, применяющие упрощённое налогообложение, платят с оборота. И поэтому я знаю много предпринимателей, которые действительно реализовывали свою продукцию, в том числе в долларовом эквиваленте, малые предприятия. Если он реализовывал раньше, у него, допустим, метр кабеля стоил 10 долларов, это 300 рублей, то теперь у него 700, соответственно у него повысились обороты и в итоге он должен будет выйти из системы упрощённого налогообложения. Многим это невыгодно. Почему?
Потому что действительно малые предприятия, они не сдают балансы, у них есть годовые отчетности. Это упрощает работу: заплатил эти налоги квартальные по 6% или доходы и минус расходы, и живи спокойно.
Но хотел бы обратить внимание. Не понял, причём здесь НДФЛ? НДФЛ платится на всех предприятиях одинаково.
Но хочу, коллеги, прочитать маленький вам ликбез. Почитайте внимательно про упрощённую систему налогообложения.
Так вот предприятия, находящиеся на упрощённой системе налогообложения, имеют право засчитывать в счёт НДФЛ те затраты, которые у них идут на налоги, не на НДФЛ, а на налоги, которые сверху идут, до 50% налогов, которые они уплачивают. То есть предприятие может воспользоваться льготой и заплатить 3%. Понимаете в чём дело? Это стимулирует предприятие к развитию, к росту и так далее.
Я не зря заострил внимание, что у нас Президент сказал: "Давайте будем реализовывать, стимулировать малый бизнес". Сергей Евгеньевич присутствовал на этом Совете безопасности, руководители фракции все присутствовали, многие представители комитетов, губернаторы.
Так давайте последовательно реализовывать политику двух вещей: то, что сказал Президент по стимулированию малого предпринимательства и по антикризисному плану Правительства, который, к сожалению, это не предусматривает.
Спасибо, коллеги, за внимание.