Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме, Председатель Совета РО СР в Краснодарском крае Андрей Руденко прокомментировал решение Правительства РФ о минимальном повышении тарифов ЖКХ и ответил на вопросы по данной теме.
– Решение Правительства о минимальном повышении стоимости услуг ЖКХ – это итог долгой борьбы парламентской оппозиции, в том числе и результат вашей работы в Государственной Думе?
– Действительно, Правительство, по сути, вынудили обуздать рост цен на тепло, электричество и газ. Это дает возможность регионам минимально поднять тарифы. Обращение к Дмитрию Медведеву о заморозке тарифов, поддержанное всеми парламентскими партиями, кроме "Единой России", выступления депутатов нашей фракции о недопустимости роста платежей за услуги ЖКХ во время кризиса и требование введения моратория на поборы за капремонт, общее протестное настроение населения сыграли свою определяющую роль. Однако я считаю, что в нынешней ситуации, когда пенсии, стипендии почти не индексируются, зарплаты катастрофически падают, а цены бьют все мыслимые рекорды, было бы гораздо целесообразней вообще не поднимать тарифы. За это выступает Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и я лично.
– Вы считаете, что надо было пойти до конца, и что даже 4% роста тарифов для населения неподъемно?
– Повышения тарифов до конца 2016 года недопустимо в сегодняшней ситуации, я в этом твердо убежден. Наши люди этого не вывезут. Судите сами. Летом уже произошел существенный рост тарифов в среднем по стране на 8,3%. Краснодарский же край вообще оказался впереди России всей, максимально подняв цены на услуги ЖКХ в разгар кризиса. Так, тариф ООО "Краснодар Водоканал" на подачу питьевой воды увеличился более чем на 20%, на водоотведение почти на 22%. Тариф на вывоз твердо-бытовых отходов в Краснодаре взлетел в среднем на 17%. Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, плата за наём жилых помещений в крае в государственном и муниципальном жилищных фондах возросла в 4,3 раза, за газ – на 7,4%, за электроэнергию – на 9,6%, за горячее водоснабжение – на 8,3%, за отопление – почти на 7%.
Еще более впечатляюще взлетели тарифы на услуги ЖКХ за год – по отношению к октябрю 2014 года – в среднем на 15,1%. При этом за содержание и ремонт жилья – на 36,3%, за услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ – на 37,7%, за водоснабжение – на 14,8%, за водоотведение – на 16,4%.
Надо понимать, что и без того цены были неподъемными. К примеру, плата за обслуживание домов в Краснодарском крае доходит до 60-70 руб. за квадратный метр – это самые высокие тарифы по России! В Сибири платят по 14-18 руб. Иначе как грабежом наши поборы не назовешь.
При этом стремительно подскочила стоимость жизни в целом. Так, цены на продовольственные товары в крае взлетели на 17,1%, на непродовольственные – на 14,8%, на медикаменты – на 22%. Реальные же доходы граждан снизились фактически на четверть. Идет стремительное обнищание население. Многие, особенно в селах, едва находят деньги на еду. Миллионы выброшены за черту бедности.
Из-за неподъемности тарифов растет задолженность граждан за услуги ЖКХ. По сведениям Национальной службы взыскания, впервые в истории она превысила 1 трлн рублей. Понятно, что люди попросту не в силах нести на своих плечах этот гнет.
– Но ведь сектор ЖКХ находится в плачевном состоянии, требует ремонта и, соответственно, вливания средств.
– Этот довод приводится всегда, когда поднимаются цены на услуги ЖКХ, но он не выдерживает критики. Почему население должно платить за неэффективное управление хозяйствующих субъектов? За невыполнение обязательств государством? За инвестпрограммы, которые остаются только на бумаге? За несоответствие реального ремонта и того, стоимость которого вбита в тариф? За баснословные прибыли и заработные платы руководителей энергокомпаний? Логичней обеспечить экономию за счет улучшения работы коммунальной сферы. Нужно включать и механизмы бюджетной поддержки, и заставлять раскошеливаться собственников, которым некогда народное имущество досталось практически даром.
– Начиная с 2011 года вы совместно с коллегами по фракции вносили законопроекты, направленные на сдерживание тарифов и противодействие сговору естественных монополий. Вас услышали только теперь?
– Все необходимо делать своевременно. Если бы наши инициативы были приняты к реализации значительно раньше, таких бы последствий для населения и такой аховой ситуации, к которой страна пришла сегодня, не было. Меры, к которым мы призывали, в настоящее время, наконец, принимаются. Парламентскую оппозицию все же услышали. Однако пожар народного недовольства тушат, когда он уже охватил всю страну. Это непрофессионально и антисоциально.
– Расскажите об инициативах, с которыми вы выходили в Государственной Думе.
– Чтобы было понятно, какой объем системной работы в этом направлении был проделан в Государственной Думе, расскажу о нескольких наших инициативах. Еще в марте 2011 года мною в соавторстве с коллегами в Думу был представлен законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", который предусматривал ограничение предельного роста тарифов естественных монополий и жилищно-коммунальных услуг для населения прогнозируемым уровнем инфляции. В апреле 2014 года он был отклонен единороссовским большинством. Сегодня оказалось, что мы были правы, Правительство срочно начало принимать меры по обузданию тарифов. Однако масса инициатив еще нуждается в реализации.
В настоящее время нельзя объяснить нормальной человеческой логикой тот факт, что при стремительном падении общемировых цен на энергоносители, у нас в крае стоимость бензина и газа по отношению к аналогичному периоду прошлого года взлетела в среднем на 8%! Этот факт объясняется только сговором в интересах компаний нефтегазовой отрасли, и тем, что интересы этих дельцов защищает Правительство и парламентское большинство "Единой России". Приведу конкретный пример.
В ноябре 2011 и октябре 2012 года нашей фракцией "СР" был инициирован законопроект "О внесении изменений в главу 22 Уголовного кодекса Российской Федерации". Он был направлен на закрепление в Уголовном кодексе РФ самостоятельной нормы об уголовной ответственности за сговор, в результате которого устанавливаются необоснованно высокие цены на бензин и дизельное топливо. Этот сговор предлагалось наказывать лишением свободы на срок до 6 лет, а при причинении особо крупного ущерба на срок до 10 лет.
Я выступал в Думе по этому законопроекту неоднократно. В частности, по насущному для сельхозпроизводителей вопросу – сезонному повышению цен на ГСМ. Ведь у нас, как только наступает посевная или уборочная, в обязательном порядке взвинчиваются цены. Приходится или Президенту, или Правительству останавливать их в приказном порядке. Я призывал законодательно ограничить рост цен. Стоило одного, второго наказать – и проблема была бы решена. Я тогда прямо задавал вопрос с думской трибуны: "Не может ли парламентское большинство хоть раз не пойти на поводу у крупных олигархов, а сделать что-то для населения, для наших селян?".
Я говорил, что себестоимость добычи нефти в Российской Федерации составляет 8 долларов за тонну, а в одной тонне в зависимости от плотности 7,33-7,5 барреля. Поэтому наши нефтяники получают баснословные прибыли. Так почему мы наживаемся на наших жителях и раскручиваем инфляцию? Очевидно, что существует сговор монополий, в том числе с государственным участием. Раньше при Минтопэнерго существовало подразделение, которое занималось проверкой соответствия качества и стоимости бензина, но эту организацию ликвидировали. Настало время вновь на государственном уровне регулировать цены и устанавливать серьезную уголовную ответственность за необоснованный рост цен.
Однако тогда нас не услышали. Законопроект дважды завернула "Единая Россия". И теперь мы имеем то, что имеем – при падении цен на нефть рост стоимости бензина. Однако наша фракция не остановится, мы добьемся того, чтобы ситуация изменилась в корне.
В декабре 2012 года фракцией был инициирован законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" в целях совершенствования государственного регулирования цен на газ, включая определение единого подхода к регулированию тарифов на подключение объекта капитального строительства к газораспределительным сетям.
Я также выступал в Думе по этому вопросу. Рассказывал, что мне постоянно поступают жалобы от жителей Кубани, для которых технологическое подключение стоит до 200-250 тысяч рублей, даже если газопровод проходит в 10 метрах от их участков. Это неподъемная сумма для многих селян, у которых зарплата составляет 5-8 тысяч. А мы ведь живём уже в XXI веке, запускаем космические корабли, снабжаем газом десятки стран, но уже больше полувека не можем газифицировать наше село.
В мае 2013 года мною с коллегами был инициирован законопроект "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в части включения тарифа по выгребу жидких бытовых отходов в перечень тарифов, подлежащих государственному регулированию. Он также был отклонен.
Неоднократно мы совместно с депутатами "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" выходили с инициативой по введению моратория на поборы за капитальный ремонт, по отмене этих поборов для инвалидов, стариков старше 80 лет, для владельцев приватизированного жилья, которое обязано ремонтировать государство. Сегодня эти платежи грозят стать последней каплей, которая переполнит чашу народного терпения. Однако эти актуальные инициативы зависли в парламенте.
Понятно, что сейчас необходимость жесткого государственного регулирования тарифов и введения серьезной уголовной ответственности за необоснованный рост цен ощущается как никогда остро. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" работала над обузданием тарифов все последние годы. Уверен, наши инициативы будут неизбежно претворяться в жизнь. В нынешней кризисной ситуации, да еще и накануне выборов, единороссам и Правительству ничего не остается, кроме как нас услышать. Этого требуют интересы населения, и именно для отстаивания этих интересов мы делегированы им в Государственную Думу.