Татьяна Москалькова о внесении изменений в закон "О закрытом административно-территориальном образовании"
см. также ↓17 ноября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 848260-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (в части уточнения порядка обеспечения особого режима в закрытых административно-территориальных образованиях и заключения сделок в отношении имущества, находящегося на территории закрытых административно-территориальных образований). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила Татьяна Москалькова:
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Важнейшая тема сегодняшнего дня состояние социальной защищённости тех, кто проживает на территории ЗАТО, и безопасности объектов стратегического значения Российской Федерации.
В условиях антитеррористической операции в Сирии, в условиях сложнейшей геополитической ситуации, связанной с новыми вызовами и угрозами, тема ЗАТО приобретает принципиально новое звучание, хотя к ней мы уже с вами неоднократно обращались. И рада, что Правительство сегодня поднимает этот вопрос. Но законопроект, внесённый Правительством, не решает главных глобальных задач.
Вы выносите этот законопроект в связи с поручением Президента № 2514 от 28 октября 2014 года.
А я хочу напомнить, что есть ещё одно поручение Президента от 17 февраля 2014 года № 335, которое ставит глобальные вопросы о проблеме формирования бюджета ЗАТО и мобилизации доходов. Без решения этих проблем невозможно выйти на качественно новый уровень обеспечения безопасности.
Совершенно чёткая тенденция снижения уровня жизни населения ЗАТО, совершенно чёткая тенденция изменения демографической ситуации в худшую сторону, перенаселение ЗАТО. Коллеги говорили о том, что проблема отселения не решается, а нахождение людей, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием особо важных объектов это очень опасная тема.
По вопросам формирования бюджета совершенно правильно Президент поставил задачи об увеличении доходной базы ЗАТО путём изменения порядка распределения НДФЛ между бюджетами различных уровней. В целях компенсации потерь всех выпадающих доходов необходимо на федеральном уровне установить единый норматив отчислений от НДФЛ в бюджеты муниципальных образований ЗАТО в размере 100%. Как этот вопрос будет решаться, непонятно.
Сегодня бюджет формируется главным образом за счёт налога на земли. Вместе с тем нам понятно, что в ЗАТО, а их у нас более 40 сегодня, практически на территории каждого из нас, избранных от субъектов Российской Федерации, есть ЗАТО с их проблемами. И сегодня в соответствии с Налоговым кодексом, статьёй 389 пунктом 2, не признаются объектами налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством, а из оборота они изъяты, поскольку на этих землях находятся объекты стратегического значения.
Например, с августа 2014 года Министерство обороны не принимает решение по передаче уже сформированных органами местного самоуправления земельных участков под объектами муниципальной собственности и согласованных с Министерством обороны. Очень важная тема.
На территории ЗАТО проживает более 70% военнослужащих, в том числе военных пенсионеров. И в соответствии с законом о налогах на имущество физических лиц данная категория граждан освобождается от уплаты налога на имущество, и в ЗАТО от них поступает приблизительно 1%. Но эти же потери нужно компенсировать ЗАТО, поскольку они не могут привлекать инвестиционные проекты на условиях открытых территорий, не могут привлечь сюда дополнительные доходы, абсолютно правильно Президент поставил задачу и дал поручение Правительству.
Но сегодня мы ничего не услышали о решении пусть вне рамок предмета правового регулирования этого законопроекта, но в рамках общей концепции укрепления ЗАТО. Остаются проблемы и в сфере земельно-имущественных отношений, и в сфере ЖКХ.
До настоящего времени не определен порядок взаимодействия уполномоченного органа Министерства обороны с органами муниципального образования по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих и их семей. Не определен механизм повторного заселения военнослужащих и членов их семей в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и членами их семей в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих". То есть заселяются военнослужащие, но есть же и очередь населения, не являющегося военнослужащими, и она, естественно, растет. И этот вопрос не решен на сегодняшнее время.
Необходимо определить границы и выделить земли категории населённых пунктов, которые должны находиться в ведении органов местного самоуправления. Передача объектов капитального строительства, находящихся в федеральной собственности, должна осуществляться из экономической целесообразности использования объектов.
Я по просьбе моих коллег из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" назвала только небольшую часть тех вопросов, которые требуют срочного разрешения, для того, чтобы наше главное звено не стало объектом террористических посягательств.