О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Главный справедливоросс в АКЗС рассказала о революционных изменениях в ЖКХ

03 ноября 2015

 см. также ↓

Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в краевом Законодательном собрании Людмила Суслова много лет занимается проблемами ЖКХ и не боится остаться без работы. Хотя бы потому, что нарушают законы в этой сфере массово, а сами правила игры меняются чаще, чем хотелось бы. Мы поговорили с депутатом об очередных новшествах в этой сфере и о том, что здесь имело бы смысл изменить.

– Людмила Алексеевна, правила игры в ЖКХ постоянно совершенствуются. А жалоб в последнее время стало меньше?

– Меньше жалоб не стало, изменилось их содержание. Если в 2006 году жаловались в основном на состояние домов и взаимоотношения с управляющими компаниями, то сейчас вопросы более конкретные. Самая больная тема – оплата коммунальных ресурсов, идущих на общедомовые нужды: ОДН. Не могут наши люди понять, что такое ОДН: "У нас в подъезде нет крана для воды – откуда начисление на ОДН?".

И много жалоб на качество обслуживания. Изначально в Жилищный кодекс была заложена концепция, что управляющая компания – защитник прав и интересов жильцов, которые оплачивают ее работу. А по факту УК работают как раньше ЖЭУ – занимаются только обслуживанием. Однако ситуация может резко измениться после 1 апреля 2016 года, когда вступит в силу новая норма: ОДН на водоснабжение, водоотведение и электричество будут заложены в первую строчку квитанции – текущий ремонт и содержание.

– Как будет работать этот механизм?

– Обратите внимание на квитанцию: ОДН идет отдельной строкой. С 1 апреля это будет частью тарифа на текущий ремонт и содержание. Что здесь важно? В этот тариф может быть заложена ограниченная сумма: не более платы за норматив потребления на общедомовые нужды. Такие нормативы приняты краевым управлением по тарифам. Допустим, есть норматив на холодную воду в девятиэтажных домах – 0,16 кубометра с квадратного метра площади общедомового имущества. Больше включить в тариф нельзя.

– Сама УК при этом будет платить Водоканалам и Электросетям за фактическое потребление дома?

– Ресурсоснабжающая организация выставит управляющей компании счет по показаниям общедомового прибора учета. Если дом расходует меньше, УК даже выигрывает. А если больше и денег жильцов на оплату не хватит, она должна будет начать искать причины перерасхода. Выявлять незарегистрированных жильцов, вовремя устранять аварии, проводить поверку счетчиков, проверять показания, которые жильцы передают, и так далее. Одна УК с этим не справится. И жильцы, и УК должны объединиться в борьбе с потреблением сверх нормативов. Надо создавать хорошие советы дома – там, где они работают совместно, результат есть. А у нас часто УК не хотят себе помощников в доме – они ведь начинают что-то требовать.

– Но и сейчас есть норма, что нельзя с жильцов за потребление на общедомовые нужды брать больше, чем по нормативу. Что происходит на практике?

– Да, эта норма предусмотрена пунктом 44 постановления Правительства № 354. А на практике никто ее не применяет – мне, по крайней мере, не попадались квитанции, в которых УК соблюдала бы этот пункт.

– Как с этим бороться – обращаться в суд?

– Несколько месяцев назад подобный суд в Барнауле состоялся. С заявлением в суд обратился собственник. Причем в тот момент норматив на ОДН еще не был принят краевым управлением по тарифам. А он воспользовался нормой из постановления Правительства № 354, которая обязывала управляющую компания самостоятельно рассчитывать ОДН в доме. И он выиграл. Суд обязал УК произвести ему перерасчет за два года. У меня есть ответы управляющих компаний на мои обращения по этому поводу. Ответы интересные: "А мы где эти деньги должны взять? Поставить себе на убыток?". Они даже не думают о том, что необходимо устранить причины перерасхода.

– Другим жильцам, чтобы этого же добиться, тоже надо обращаться в суд и самим пройти весь процесс разбирательства?

– На других собственников это судебное решение автоматически не распространяется, надо судиться. Но хорошо уже то, что был создан прецедент. И если на тот момент управляющие компании объясняли: раз нет утвержденного норматива, мы не можем его применять, то сейчас доказать неправоту УК еще проще – норматив потребления на ОДН утвержден.

– С 1 июля нормативы на потребление воды в квартирах в Барнауле были сильно снижены. Жильцы без счетчиков стали платить меньше. А те, у кого есть счетчики, больше – им увеличили плату на общедомовые нужды. К чему это может привести?

– В управлении по тарифам использовали новую методику – их обязал федеральный закон. Для расчета нормативов взяли квартиры со счетчиками, выяснили их потребление и вывели среднее. Но люди со счетчиками тщательно экономят, а если и не экономят, то у них не течет унитаз и не капают краны. В итоге нормативы на воду снизили практически в два раза.

С другой стороны, федеральный закон предусмотрел увеличение нормативов каждые полгода на 10%, чтобы стимулировать граждан ставить в квартирах счетчики. Эти два события наложились, и стимулирующий эффект не сработал. На сегодня 60–70% жильцов края установили индивидуальные счетчики – это неплохо. Если бы не уменьшение нормативов, через год-другой таких было бы процентов 80–90. Теперь же, боюсь, этого не произойдет.

– А разве люди не обязаны ставить счетчики в квартирах?

– Только общедомовые. Устанавливать в квартире обязанности нет, есть только вот этот стимулирующий фактор. На этой неделе у меня начался новый цикл учебы домкомов, и мы этот вопрос обсуждали. Практически единодушное мнение: "Будем снимать приборы учета". Но, полагаю, специально снимать счетчики никто не будет. А когда подойдет срок поверки, не будут ставить. И может пойти обратный процесс – "расприборивание".

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступает за мораторий на уплату взносов на капремонт. Вы же не считаете, что капремонт не нужно делать?

– Нет, конечно. Мы ведем речь не о том, чтобы прекратить сбор средств, а о том, как эффективно потратить деньги собственников. Программа, по которой сейчас ведется капремонт в крае, не содержит индивидуального подхода к каждому дому. К чему это приводит? Ко мне обращались жильцы одного дома, в котором два года назад провели капремонт крыши по федеральному закону № 185. Крыша сделана хорошо, ничего не капает. Тем не менее, на ближайшую трехлетку в программе запланирован ремонт крыши. И люди спрашивают: "Нам эту крышу развалят и сделают новую"?

– Вы предлагаете отложить исполнение программы?

– Надо приостанавливать ее действие. А сначала обследовать дома, вступить в диалог с жителями, узнать, что им нужно. Так как программа сверстана некачественно, уже в этом году регоператору пришлось самому проводить обследования, поднимать документы на дома, сверять площади. Это было одной из причин того, что проведение конкурсов затянули, работы начались осенью. А в следующем году число домов увеличится в разы, и такая программа будет серьезным сдерживающим фактором.

– Шесть домов в крае добровольно отказались от капремонта, хотя региональный оператор выбрал им на конкурсе подрядчика, готов был выделить деньги из общей копилки. Известно ли вам, почему это произошло?

– Жильцы одного из домов пришли ко мне некоторое время назад – в тот момент они только намеревались отказаться. В их доме должны были провести капремонт системы отопления. Октябрь, отопление в домах запущено, за два часа эти работы не сделать. Люди это понимают и не хотят мерзнуть. И второе: отопление в их доме не в таком уж плохом состоянии. А электропроводка в ужасном. Они обращались к региональному оператору с просьбой изменить виды работ. Но получили отказ – по их словам, им ответили, что подрядчик уже выбран, сметы готовы, делать будем по программе. Причем теперь непонятно, что будет дальше: им заменят виды работ, перенесут сроки? У меня пока ответа нет.

– В этом году в Жилищный кодекс было введено еще одно новшество: протокол общего собрания собственников в доме признан официальным документом. В итоге сегодня за фальсификацию протокола можно получить уголовное дело.

– Замечательная поправка. Кроме того, сегодня инициатор собрания обязан предоставить протокол в управляющую компанию, а та в пятидневный срок передать его в жилинспекцию, которая будет три года их хранить. А у нас сегодня нередко протоколы появляются задним числом. Люди спрашивают: почему нам добавили какой-то платеж? Им говорят: вы три года назад за это проголосовали. Переписывают отчеты, списывают деньги под эти липовые протоколы. А жильцы не могут получить в УК эти протоколы. Сейчас, если управляющая компания не будет показывать вам протокол, вы сможете получить его в жилинспекции.

– Процедура проведения собрания трудоемкая, даже хорошие домкомы признавались, что подделывали протокол, когда надо было оформить решение срочно. Не поспешили ли мы с введением возможности уголовного преследования за фальсификацию?

– Если собрание пройдет с нарушением сроков, но волеизъявление граждан не нарушено, это не так страшно. Когда за людей ставят подписи, вот что плохо. Но, во-первых, теперь Жилищный кодекс упростил процедуру проведения собрания – введена очно-заочная форма голосования. Она назрела, она с земли поднялась, эта норма.

Как это будет происходить? На очное собрание обычно приходит процентов 30. Затем нужно добрать методом заочного голосования 20–25% (минимум 51%), и это намного проще. Проведение такого собрания может уложиться в три–пять дней. Хотя, конечно, уведомлять о собрании, как и раньше, надо за 10 дней до его проведения.

Во-вторых, сегодня инициатором общего собрания может быть и УК, чего раньше не было. Раньше управляющие компании искали собственников, чтобы они инициировали и проводили собрание. Этим они и занимались, и часто относились к сбору подписей безответственно, не будучи информированными о последствиях. Сейчас, думаю, фальсифицировать протоколы будут меньше.

– После 1 апреля следующего года наступит час икс для управляющих компаний, когда резко изменятся условия их работы. Как вы думаете, как поведут себя компании?

– Законодатель довел до конца идею, что ответственность за перерасход коммунальных ресурсов в доме несет управляющая компания. Момент этот будет очень сложный для УК, особенно поначалу. И как они себя поведут? Пока было так: как новый закон – так новое изобретение управляющих компаний, как его обойти, а не как его исполнить. У меня есть опасения, что и после 1 апреля весь перерасход ресурсов в доме компании будут оплачивать за счет средств на текущий ремонт и содержание и вообще перестанут ремонтировать дома.

О чем еще рассказала Людмила Суслова

О жалобах в ЖКХ

– Многие жалобы пишутся потому, что УК не идет на контакт с людьми. Что у нас делает "ДЕЗ-2"? Попасть на прием к руководителю почти невозможно. Информационный вакуум надо чем-то заполнять, и если этого не делает управляющая компания, люди сами его заполняют домыслами, догадками, слухами: "Вы нам не говорите, куда потратили наши деньги, значит, вы их украли". А есть управляющие компании, которые создавались с нуля, выстраивали с людьми диалог. Они прошли все круги ада, им никто не помогал и не отдавал просто так половину домов района. Поэтому они дорожат каждым домом. Не так у них все гладко. Но это лучшее, что есть.

О разделении тарифа

– Я давно предлагаю такую схему взаимодействия с управляющей компанией. Тариф, по которому мы оплачиваем ее работу, состоит из трех блоков. Вознаграждение УК (10–15%), содержание и ремонт. И надо в договоре управления обозначить, сколько денег с квадратного метра пойдет на содержание, сколько на текущий ремонт. Статью "ремонт" расписать, на что будут потрачены деньги, составить план работ на год. И тогда УК будет выполнять заказ собственника. При этом жители не будут "лезть" в статью "содержание жилья", а начнут отслеживать качество услуг – чтобы дворник работал, дом готовили к зиме и так далее.

О прочих расходах

– Строчка "прочие расходы" всегда подразумевает целевые затраты. Захотели детскую площадку построить? Проголосовали, включили, шесть месяцев собирали, построили. Нет смысла временные затраты включать в тариф. Но управляющие компании используют эту строчку как способ увеличить доходы, не увеличивая объем работ. На днях приходила посетительница, у которой в квитанции "прочих расходов" семь! Управляющие компании выводят из тарифа в "прочие" услуги подрядчиков, а сам тариф не уменьшают. Например, в "прочих" может быть снятие показаний прибора учета. Но это ведь то же самое обслуживание общедомового имущества, оно должно быть в тарифе.

Источник: Алтапресс

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International