Заключение Комиссии по совершенствованию системы здравоохранения РФ Экспертного совета фракции ГД ФС РФ "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по проекту "Стратегия развития здравоохранения РФ на долгосрочный период 2015-2030гг."
см. также ↓Комиссии по совершенствованию системы здравоохранения РФ Экспертного совета фракции ГД ФС РФ "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" рассмотрела проект "Стратегия развития здравоохранения РФ на долгосрочный период 2015-2030гг" (далее проект), подготовленный Минздравом РФ и в целом поддерживает идею создания проекта.
Авторы проекта постарались отразить приоритеты и основные направления государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения. Но проект носит преимущественно декларативный характер, требует серьезной доработки, в которой Комиссия готова принять активное участие.
Комиссия считает необходимым отметить следующее:
1. Меры, перечисленные в проекте в качестве стратегических задач, носят скорее технологический и инструментальный, а не стратегический характер и должны быть включены в конкретный план реализации.
2. Многие из перечисленных в проекте мероприятий уже реализованы, поэтому их включение в стратегический документ, предполагающий перспективное развитие здравоохранения, не представляется рациональным.
3. Необходимы дополнительные обоснования отдельных конкретных направлений развития Национальной системы здравоохранения, с учетом их социально-экономического эффекта.
4. Отсутствует увязка проекта с другими программами в сфере социальной и промышленной политики в РФ, а также научно-технологического прогноза, которые будут оказывать существенное влияние на систему здравоохранения уже в среднесрочном периоде.
5. Представляется нелогичным целью Стратегии развития системы здравоохранение определять создание системы здравоохранения, даже в случае дополнения ее новым, не существующем в законодательстве, термином "Национальная". Система здравоохранения в любой стране является национальной, поэтому, если термин имеет специальное назначение и стратегический смысл геополитического ограничения, его следует разъяснить и обосновать, особенно с учетом предстоящих процессов Евразийской интеграции.
6. Отсутствует увязка проекта с аналогичными стратегиями стран Евразийского экономического союза, что представляется необходимым с учетом происходящих интеграционных процессов.
7. Не определены в проекте пути решения наболевших проблем системы здравоохранения:
устаревшей системы Обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), не создавшей конкурентных, рыночных условий для медицинских организаций и качественного скачка в медицинском обеспечении населения;
неэффективности медицинских организаций;
неутвержденных стандартов медицинской помощи;
лекарственного обеспечения и др.
8. Проект не содержит описания системы ОМС, как целого, (рассматриваются только его некоторые аспекты и части), не раскрывает характер предполагаемых изменений в функционировании элементов государства и гражданского общества при реорганизации управления и системы здравоохранения страны.
Комиссия считает необходимым отметить, что проект лоббирует интересы Страховых медицинских организаций (далее – СМО) с целью увеличения их доходов. Предлагается:
введение льготного налогообложения под видом необходимости возложения на СМО части финансовых рисков по оплате медицинской помощи;
выделение средств, полученных СМО от медицинских организаций в результате применения к ним штрафных санкций за нарушения, выявленные в ходе контрольных мероприятий, в размере 50% для создания резервного фонда предупредительных мероприятий;
создание вида страхования под названием: "дополнительное к ОМС (ОМС+)" (как оно соотносится с базовой и территориальной программой ОМС не уточнено).
Современная, ныне действующая в стране система ОМС далека от совершенства. Она позволяет существовать медицинским организациям, но не способствует и даже сдерживает их дальнейшее развитие.
Возможно, имеет смысл рассмотреть вопрос целесообразности наличия СМО в цепочке доведения денежных средств до медицинских организаций в условиях дефицита средств в системе ОМС или ужесточения требований к СМО с целью повышения их ответственности, т.к. СМО:
в своём большинстве не имеют в штате экспертов для проверки качества медицинской помощи и, соответственно, занимаются только медико-экономическим контролем и медико-экономической экспертизой деятельности медицинских организаций;
не выполняют главную задачу – не берут на себя финансовые риски по оплате медицинской помощи (часто средства переводятся в медицинские организации с задержкой, только после их получения из фонда);
неправомерно удерживают финансовые средства и уменьшают выплаты медицинским организациям под надуманными предлогами;
облагают медицинские организации запредельными по размерам штрафами при обнаружении дефектов медицинской помощи с одновременным отказом в оплате собственно оказанной помощи (т.е. лечебное учреждение дважды наказывается за один факт нарушения).
Комиссия подчеркивает, что необходимо решать вопрос о комплексном совершенствовании системы страховой медицины.
9. Представляется несвоевременным и малоэффективным предложение о создании Национального центра аккредитации с системой 12 окружных центров аккредитации. При введении системы сертификации специалистов в здравоохранении озвучивались те же цели и задачи, что и при предлагаемой аккредитации. Единственное отличие – увеличившийся масштаб события, размеры его финансирования и увеличение числа чиновников от здравоохранения.
10. Не убедительно выглядит предлагаемая в проекте трехуровневая система медицинской помощи. Такая структура эффективно может работать только на территориях, имеющих хорошую дорожную инфраструктуру.
11. Не уделено должное внимание в проекте медицинским организациям и их проблемам.
Комиссия считает, что реформа системы ОМС требует пересмотра статуса медицинской организации, эффективности ее функционирования, расширения роли главного врача.
12. Вопросы качества оказываемой медицинской помощи нашли отражение в проекте.
В частности, в проекте говорится о необходимости:
создания централизованной системы государственного контроля за качеством работы медицинских и фармацевтических организаций. Однако ни технология реализации, ни пути решения поставленной задачи не указаны.
внедрения системы управления качеством в деятельности медицинских организаций.
Комиссия считает, что с целью обеспечения возможности определять и развивать объективные показатели оценки эффективности, необходимо рассмотреть вопрос о создании в стране общероссийского проекта "Индикаторы эффективности и качества для медицинских организаций".
13. Не нашла должного развития в проекте проблема множественности стандартов оказания медицинской помощи в России.
Комиссия предлагает рассмотреть возможность разработки единого, законодательно утверждённого свода правил и требований к медицинской помощи в медицинских организациях разного уровня по типу действующего в военной медицине "Руководства по медицинскому обеспечению".
14. Ничего конструктивного не говориться в проекте о развитии системы лекарственного обеспечения.
Комиссия считает необходимым отметить, что для решения многих актуальных проблем фармацевтической отрасли необходимо совершенствовать законодательство РФ. Комиссия имеет ряд конкретных предложений по внесению изменений и дополнений в:
Федеральный закон от 10 апреля 2010 года №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
Проект Постановления Правительства "Об установлении ограничений допуска лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
ряд подзаконных актов во исполнение Федерального закона от 22 декабря 2014 года №429-фз "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств".
15. Комиссия поддерживает введение института "финансово-экономических менеджеров здравоохранения" специалистов, прошедших углубленную подготовку по вопросам экономики здравоохранения.
Лечебные учреждения в современных условиях нуждаются в подготовленных "финансовых директорах", которые должны взять на себя ответственность за такие показатели, как: рост производительности труда; прирост заработной платы; рост объема зарабатываемых медицинскими организациями средств.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает необходимым подчеркнуть, что для разработки выверенной позиции по всем вышеуказанным вопросам необходима серьезная доработка проекта Стратегии с участием представителей всех заинтересованных министерств, представителей регионов РФ, предприятий и учреждений системы здравоохранения, научных и общественных организаций, с максимально широким привлечением граждан России. Совместная работа поможет добиться ответственного реформирования существующей системы здравоохранения, направленного на повышение ее эффективности и благо народа.
Председатель Комиссии,
Депутат Государственной Думы ФС РФ
Матханов Иринчей Эдуардович
Заместитель председателя Комиссии
Сорокина Елена Леонидовна
т. 8-495-665-84-25
gd.kccz@mail.ru