Депутаты фракции "СР" задали вопросы первому заместителю Председателя Правительства РФ Игорю Шувалову
см. также ↓21 октября Государственная Дума рассмотрела отчет Правительства РФ и информацию Центрального банка РФ о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году за первое полугодие 2015 года, и проект постановления ГД № 905118-6 "Об отчете Правительства РФ и информации Центрального банка РФ о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году за первое полугодие 2015 года". С информацией выступили: первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина, председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Вопросы по отчету задали депутаты фракции "СР": Александр Тарнавский, Олег Нилов, Александр Бурков.
Александр Тарнавский:
Игорь Иванович (Шувалов, первый зампред Правительства РФ – Прим. ред.), последнее выступление касается и "Трансаэро". Там же есть ещё проблема, как сказал Андрей Костин (президент-председатель правления ВТБ – Прим. ред.), мы давали кредиты порядка 10 миллиардов рублей исключительно под госгарантии, поскольку Правительство очень попросило. И поэтому возникает вопрос, что будет с этими 10 миллиардами, потому что надо будет ВТБ их возвращать, видимо?
Но я переключусь на другую тему, не менее важную. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что усиление конкуренции при госзакупках это один из ключевых элементов, связанных, как с антикризисными мерами, так и с оптимизацией бюджетных расходов, если хотите, с внедрением принципа равного доступа к имеющимся госвозможностям. К сожалению, ничего не изменилось, особенно то, что крупнейшие контракты заключаются, как правило, с единственным поставщиком, контракты свыше 100 миллионов менее двух поставщиков и так далее. Поэтому устраивает ли Правительство нынешняя ситуация с госзакупками и планируется ли всё-таки что-то менять в этом отношении, с тем чтобы оптимизировать бюджетные расходы и двигаться вперёд?
Спасибо.
Игорь Шувалов:
Да, Правительство не удовлетворено ситуацией, которая складывается в целом по выполнению 44-го и 223-го законов. И мы наблюдаем, что высокая степень монополизации или отсутствие конкуренции это то, что нам сейчас очень сильно мешает структурно, в том числе поддерживать малый и средний бизнес. Я в выступлении об этом говорил.
С принятием 44-го закона ситуация значительно изменилась в лучшую сторону. Мы видим, что ситуация с закупками становится прозрачной, но целей этот закон не достиг, и здесь нам нужно кое-что подкорректировать. Кстати, Правительство подготовило поправки в 223-й закон, мы считаем, что необходимо, как при госзакупках, так и закупках компаниями с госучастием, всем осуществлять такие закупки, включая формы электронного аукциона и электронного конкурса, через электронные площадки, которые будут отобраны на курсе, и их полномочия будут подтверждены соответствующим решением Правительства.
Эти площадки должны работать по-другому, чтобы там не было вот этих всяких хорошо организованных, в том числе междусобойчиков, и такие площадки должны работать под контролем Министерства связи и, наверное, кого-то из правоохранительных органов. Администрировать эти площадки будет Федеральная налоговая служба, сейчас так механизм не работает. И только обеспечив вот такую электронную процедуру через неспособность договариваться с другими агентами или с электронными площадками, конечно, будет означать на рынке полную свободу и доступ к такого рода закупкам.
Мы согласны, что здесь много что можно сделать, получить не только экономию для бюджета, что для нас очень важно, но и, в том числе, обеспечить доступ, свободный, конкурентный доступ к государственному заказу тех, кто может конкурировать за такого рода контракты.
Но здесь я бы ещё сказал так, что мы по одной новой концептуальной идее дебатируем и спорим с экспертами, и даже внутри Правительства. Так действуют в Соединённых Штатах Америки. Сделать так, чтобы крупные компании с оборотом свыше, в Российской Федерации в нашей действительности свыше 5 или 10 миллиардов рублей, также подпадали под действия определённого закона, который бы обязывал эти компании размещать свои заказы на открытых электронных площадках, и малым и средним предпринимателям предоставлять определённую квоту для закупки товаров и услуг. Но это мы будем обсуждать с вами чуть позже. Я думаю, для такой работы, чтобы добиться консенсуса, надо потратить несколько месяцев.
Олег Нилов:
Уважаемый Игорь Иванович. Самой большой потерей от кризиса для всех граждан стала потеря от 30% до 50% покупательной способности и всех своих накоплений, зарплат, пенсий. Для Правительства падение курса рубля обрушило и без того невысокий уровень доверия. Для экономики вывод миллиардов рублей из банковской системы с последующим переводом в валюту и размещением, так скажем, под матрас обескровило её критично.
Нашей фракцией год назад был внесён закон о земле. Скоро год. Заключение Правительства было отрицательным.
В законе речь идёт о бесплатном предоставлении земли гражданам России, не только на Дальнем Востоке, но и на всей территории России.
Мы считаем, что это может вернуть миллиарды рублей в стройиндустрию. Это будет исполнением мечты миллионов семей построить свой дом, иметь свой участок.
Вопрос: сколько денег граждан вот таким образом ушло под матрас?
Игорь Шувалов:
Что важно было в антикризисной программе это поддержка ипотечного рынка. Но мы не намеревались поддерживать просто инструмент ипотеки, мы ожидали, что очень плохо будет складываться ситуация у застройщиков и девелоперов в течение 2015 года. Нам некоторые предрекали, что все крупные компании будут обанкрочены, и это касается не только жилищного строительства, но и промышленного строительства, и дорожного строительства. Но ситуация, как вы видите, сейчас совершенно иная. Действительно есть некоторые компании, которые требуют поддержки. Я уже говорил, мы этим занимаемся.
По тому, какое решение и вовремя, и адекватно, какое решение принимало Правительство о предоставлении 20 миллиардов рублей для того, чтобы граждане, даже несмотря на такие высокие процентные ставки и такой высокий уровень инфляции, могли приобрести квартиру, новую квартиру по ипотеке, не дороже 12%. Мы считаем, что эта программа крайне эффективная, это отмечают не только эксперты, которые независимы от Правительства, но и сами коммерческие банки, и Центральный банк РФ. И мы видим, что определённая активность на этом рынке сейчас есть.
У нас были ожидания, что вводимого в эксплуатацию жилья будет значительно меньше, хотя у нас даже по цифрам, по последней статистике, к сентябрю у нас больше жилья вводится в эксплуатацию, чем в прошлом году. Но мы видим замедление, что в сентябре в самом уже текущего года жилья стало в эксплуатацию вводиться меньше. Но и нам, честно говоря, говорили, что мы с вами после такого бурного роста можем пережить падение на этом рынке до 40-50%, мы этого не наблюдаем. Люди покупают квартиры, пользуются ипотечным займом, и в целом сейчас банки позитивно смотрят на эту перспективу АИЖК в новом своём виде как новый институт, который должен поддерживать и строительство, и введение в эксплуатацию инфраструктуры, и сам ипотечный продукт.
Мы благодаря вашей поддержке по новой законодательной инициативе создали вот этот новый институт, он по-прежнему так же называется, но это уже, конечно, другой институт.
И то, каким образом сейчас они планируют выпустить новую бумагу, которая будет, в том числе использоваться для арендного жилья, мы пока в предварительном плане такой работой удовлетворены.
Надеюсь, что мы сможем через год, через два увидеть значительно больший объем арендного жилья и более стабильную ипотеку.
Александр Бурков:
Уважаемый Игорь Иванович, я думаю, всем понятно, что антикризисный план не был исполнен. Счётная палата в лице Татьяны Алексеевны (Голиковой – Прим. ред.) об этом сказала и многие другие выступающие. А самое главное, он не дал эффекта для экономического роста. Почему? Потому что вы восемь месяцев назад не прислушались к мнению "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Мы сказали: главное это стимулирование платёжеспособного спроса, стимулирование платёжеспособности населения, рост потребительского спроса.
Мы говорили: населению надо дать деньги. Повышать нужно зарплаты, пенсии, социальные пособия, вкладывать деньги в здравоохранение и образование. Вы вместо этого накачивали банковские институты деньгами. Вы давали деньги банкам и финансовым спекулянтам.
Вопрос в том, кто теперь за это ответит персонально в Правительстве Российской Федерации и в какой форме? Спасибо.
Игорь Шувалов:
Я не знаю, за что нужно отвечать из вашего такого пылкого выступления. Дело в том, что Правительство Российской Федерации в целом, как орган, отвечает за то состояние, в котором находимся мы все вместе. Это накопленные проблемы за те годы, которые мы все вместе с вами принимали решение по бюджету. В том числе вы всегда предлагали дополнительные бюджетные расходы социального характера. А всем известно, что постоянно действующие социальные обязательства, которые не связаны с темпами экономического роста, приведут рано или поздно к кризисным явлениям. Поэтому призывать вот так, красиво, это, конечно, очень достойно, но всё-таки Правительство ведёт ответственную экономическую политику. Иногда она болезненна, но эта политика ответственна.
Что касается того, что мы не прислушались к вам. По некоторым вопросам мы прислушивались к вам, к "Единой России", к КПРФ, к другим. Это план, который рождён не исключительно в недрах Правительства, он появился, когда мы совместили все интересы всех фракций и понимали, что необходимо делать в первую очередь в течение 2015 года. Так что это наш совместный план.