16 октября Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 575962-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части ограничения доступа к информации, нарушающей личные неимущественные права гражданина либо посягающей на принадлежащие гражданину нематериальные блага". Законопроект представил один из его авторов Алексей Чепа:
Уважаемые депутаты!
В последнее время в связи с широким распространением доступа к сети интернет участились случаи мошенничества c поддельными аккаунтами граждан в социальных сетях и форумах. В своих многочисленных обращениях к депутатам, граждане жалуются на мошенников, создающих лже-аккаунты, копирующие персональные данные на сайтах, форумах и социальных сетях.
Эти поддельные аккаунты используются как для распространения лживой и клеветнической информации, так и для шантажа граждан с целью получения материальной выгоды за ликвидацию такого аккаунта. Как правило, лже-аккаунты создаются анонимно и в большинстве случаев правоохранительным органам не удается установить личности создателей таких аккаунтов и соответственно предъявить иски о защите чести и достоинства. Получается, что гражданин оказался в правовом вакууме – на данный момент не существует ясного правового механизма, позволяющего защитить личные неимущественные права гражданина.
У большинства социальных сетей существует практика, когда обращения граждан о нарушениях личных неимущественных прав граждан, при условии предоставления копий документов, удостоверяющих личность, администрациями таких ресурсов рассматривается и информация удаляется. Но зачастую бывают случаи, когда подобные обращения игнорируются. Особенно это проявляется с социальными сетями, зарегистрированными в иностранных доменных зонах, к примеру Твиттер.
В настоящем законопроекте предлагается восполнить данный правовой пробел. Законопроектом предусматривается введение нового основания ограничения доступа к информационным ресурсам, сайтам, содержащим информацию, нарушающую личные неимущественные права гражданина либо посягающую на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
В случае, если гражданин обнаружил такую информацию в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети интернет, и в случае отказа ее удаления со стороны администрации сайта, он имеет право направить мотивированное заявление с требованием в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Необходимо подчеркнуть, что инициировать такое заявление имеет право только лично гражданин, считающий себя пострадавшим в результате неправовых деяний. Заявление гражданина должно иметь мотивировку и четкие обоснования, также к нему должны прикладываться документы, позволяющее установить и удостоверить его личность.
После ознакомления с заявлением гражданина, Роскомнадзор в порядке, определяемом законопроектом, уведомляет владельца сайта в сети интернет, на котором размещена информация, нарушающая личные неимущественные права гражданина либо посягающая на принадлежащие гражданину нематериальные блага, и провайдера хостинга, обеспечивающего размещение в сети интернет указанного информационного ресурса, о необходимости удаления такой информации, а также в случае технической возможности направляет требование к оператору связи об ограничении доступа к такому информационному ресурсу, которое снимается только после удаления соответствующей информации.
Законопроектом также предусмотрено, что в случае технической невозможности ограничения доступа к информационному ресурсу либо к сайту в сети интернет, содержащим подобную информацию, Роскомнадзор обязан предпринять все иные возможные меры по удалению такой информации, в том числе путём договоренностей с провайдером хостинга информационного ресурса.
В отзыве Правительства на законопроект отмечается, что данная законодательная инициатива по сути подменяет собой судопроизводство, осуществляемое судебной властью РФ. Хочу возразить – сегодня правоохранительные органы просят расширить перечень полномочий следственных и надзорных органов в части досудебной блокировки сайтов. Это уже сделано в части экстремистских, террористических и иных ресурсов. Права граждан на защиту чести и достоинства являются такими же неотъемлемыми конституционными правами, как и защита от экстремизма и терроризма. Поэтому я не вижу здесь никакой подмены судопроизводства.
Данная инициатива не направлена на ограничение прав и свобод пользователей интернета, а наоборот – на защиту чести, достоинства, деловой репутации и других материальных прав гражданина.
Замечания относительно законопроекта, изложенные в заключении профильного комитета и отзыве Правительства, могут быть учтены при рассмотрении законопроекта во втором чтении.
Прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении.
Спасибо!