Михаил Брячак о федеральных программах, реализуемых в Крыму и Севастополе
см. также ↓На пленарном заседании Госдумы 16 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Михаил Брячак:
Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Хочется представить вам сегодня информацию, которая относится к наиболее важному участку нашей законотворческой деятельности, к Крымскому федеральному округу. Когда мы с вами принимаем ответственные и нужные в связи с нашими полномочиями решения в виде законов, или Правительство в виде постановлений, мы совершенно справедливо рассчитываем на положительные результаты, которые ожидаются от принимаемых решений, от вводимых норм.
И мне хочется привлечь ваше внимание к двум из таких документов, которые сегодня реализуются на территории Крымского федерального округа. Это, прежде всего, федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года и федеральный закон 377 о развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны Крыма и города федерального значения Севастополя, который мы с вами принимали 29 ноября 2014 года. Скоро будет год, как эта норма действует.
Федеральная целевая программа, замечательно сформированная по разделам, по проектам, которые заложены в программу, предусматривает все важные жизнеобеспечивающие направления, которые требуют и бюджетного, и внебюджетного финансирования. Транспортная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика, водоснабжение, социальная сфера, индустрия туризма, рекреационные зоны, перерабатывающие сельскохозяйственные производства и другие важные направления поддержаны в федеральной целевой программе прямым финансированием. И, казалось бы, мы должны ожидать результатов, которые дадут серьёзное развитие этому ответственному, с точки зрения активности и динамики развития, региону.
На сегодняшний день мы можем, заглянув в реализацию программы, увидеть тревожные сигналы. В 2015 году, когда закладывается динамика реализации программы, из выделенных ресурсов в 2015 году, в редакции ФЦП от 15 июня 2015 года, утверждённой Правительством РФ, заложено 124 миллиарда. Хорошая цифра, и мы ожидаем хороших результатов.
Вот какие на сегодняшний день в середине октября показатели. Доведено ресурсов до Республики Крым 1,9 миллиарда. До федерального города Севастополь по программам территории этого субъекта РФ, в связи с ФЦП, реализуется 750 миллионов. Октябрь. Заканчивается год. Мы предполагаем сегодня со специалистами, которые работают в рамках ФЦП, до конца года в Севастополе освоить ещё 500 миллионов и в Республике Крым всего, в том числе с полученными до 9 миллиардов. Мы выходим на 10% выполнения тех параметров, которые в федеральной целевой программе заложены. Это, конечно, тревожный сигнал.
И самое главное ещё, что направления, по которым самые серьёзные отставания это транспортная инфраструктура, энергетика, водоснабжение крайне важные направления для жизнеобеспечения населения на этом полуострове. В чём проблема? Проблем много. Да, конечно, 15 июня, когда были окончательно утверждены параметры и принята программа, определённый срок прошёл. Но программа была принята ранее, и можно было вести подготовительные работы. Сегодня много вопросов к качеству подготовленных документов, к готовности институтов власти, но есть у нас и субъективный фактор, который существенно нас тормозит: мы излишне централизовали все вопросы согласования. Этапы согласования, они в основном сконцентрированы здесь в центре. И из 18 основных этапов согласования 14 находятся в федеральных органах власти, 14 из 18. Когда в республике или в городе Севастополе эти согласования занимают до пяти суток, то в центре до месяца. Совершенно свободно можно передать часть полномочий на согласование в субъекты РФ. Это, прежде всего, согласование на проектирование, задание на проектирование. Это также задание на изготовление, утверждение проектно-сметной документации и внесение необходимых изменений. Это подготовка документов для государственной экспертизы, подготовка документов для экологической экспертизы и другие вопросы, которые можно передать субъектам РФ, что значительно ускорит вопрос согласований и продвижение всей федеральной целевой программы.
Если даже сейчас представить себе, что придут ресурсы немедленно и они будут запущены в процесс реализации, то программы, которые требуют согласований, госэкспертизы, экологических согласований, уходят далеко, уже в 2016 год, и мы наращиваем отставание, которое сегодня есть.
В связи с этим, уважаемые коллеги, я со своими коллегами депутатами предлагаю в ближайшее время, 5 ноября провести "круглый стол" и заслушать все заинтересованные стороны, с целью снятия излишних барьеров, которые сегодня существуют.
Мы идем к срыву важных задач, что может отрицательно сказаться на социально-экономическом положении полуострова и иметь крайне нежелательный политический характер. 377-ФЗ, безусловно, хороший закон и по названию, мы его с вами приняли. Приняли в основном в тех параметрах, которые разработало и предложило нам Правительство. Мы с вами там видим в основном те льготы, которые заложены по пяти пунктам. Это снижение и снятие налогового бремени по четырем пунктам и освобождение от таможенных платежей пятый пункт. Конечно, это хорошо. Но на сегодняшний день надо совершенно чётко понимать, что мер этих в 377-м законе заложено крайне недостаточно. 53 резидента в свободной экономической зоне Севастополя, 182 в Республике Крым.
Абсолютное отставание даже от тех скромных ожиданий, которые вначале принятия этого закона были. Нам необходимо заложить сюда меры, которые позволяют обойти санкции. Те налоговые льготы, которые мы дали, могут привлечь только наши российские предприятия с оттоком из других субъектов Российской Федерации, мы не даем никакой возможности внешним инвестициям прийти в Республику Крым. Мы не защищаем их от санкций, мы не придумали, не предложили, не реализовали эти механизмы, крайне важные для иностранных инвестиций, мы не сняли проблему с регистрацией. Сегодня это длительная процедура, обязывающая первое лицо присутствовать. Как пример, в Регистрационной палате в месте регистрации в налоговом органе для учреждений и предприятий на месте это затрудняет процесс вхождения в это экономическое пространство наших потенциальных инвесторов. А рабочая группа, которая сформирована из депутатов и из представителей субъектов Российской Федерации Крымского федерального округа, заинтересованных ведомств, сейчас очень серьёзно работает над этими поправками, над этим новым форматом закона, который в ближайшее время будет доводиться до нас с вами вместе. И я очень бы хотел, коллеги, подчеркнуть то обстоятельство, что сегодняшняя нормативная база, которая существует в Республике Крым и в городе федерального значения Севастополе, требует существенной доработки, изменений, которые мы с вами должны рассмотреть и по возможности принять. Спасибо за внимание.