Какая экономика нужна России, чтобы преодолеть санкции и кризис
Александр Чуев, 25 сентября 2015
см. также ↓В короткой статье я не смогу расписать все, что нужно сделать, но основные ориентиры постараюсь обозначить.
Во-первых, необходимо пересмотреть параметры федерального бюджета. Я имею в ввиду не только его доходную и расходную части, но и саму структуру и способ формирования бюджетных заявок от министерств и ведомств. Часто деньги просят не для того, чтобы сделать что-то значимое, а просто лепят "от балды", лишь бы дали, а там разберемся. Структура бюджетных заявок должна быть типовой для всех, в том числе по видам запрашиваемых расходов. То есть должен быть четко сформулированный федеральный перечень того, на что просить деньги можно. Остальное должно быть предметом рассмотрения специальной комиссии Минфина. На этом можно почти сразу сократить бюджетные расходы процентов на 10-15.
Что касается доходной части, то стоит просто повнимательнее поискать "где деньги лежат". Я бы присмотрелся к тому, что происходит сегодня во внешнеэкономической деятельности. Здесь, если подойти по государственному, можно было бы очень быстро увеличить доходную часть на сумму от 500 миллиардов до триллиона. В частности, я бы резко ужесточил условия возврата НДС экспортерам, поскольку нарушений здесь море. Мнимый экспорт живет и процветает. Сделать это нужно системно для всех сразу. Лучше всего вообще снизить процент возврата до 10 или 5% (как в КНР). Экспортеры не сильно проиграют, поскольку получают выручку в долларах, а НДС считается в рублях с рублевой внутренней цены.
Вообще весь экспорт природных ресурсов я бы в нынешних условиях взял под жесткий госконтроль, поскольку от продажи той же нефти мы имеем одни из самых низких доходов в мире в расчете на тонну проданной нефти. Экспортные пошлины здесь нужно поднять. Возможно, стоит подумать о том, чтобы вообще весь экспорт нефти и газа сделать только государственным по прямым контрактам. То есть все добывающие компании и трейдеры продают нефть государству по фиксированной цене (привязанной к внутреннему рынку) а уже государство в лице соответствующего органа или госкомпании продает нефть на внешнем рынке с зачислением всей (или большей части) прибыли в доход бюджета. Эту меру можно ввести временно от 3-х до 5-ти лет.
В том случае, если добывающие компании начнут сокращать уровень добычи, надо будет ввести лимиты на минимальные уровни добычи, за превышение которых просто передавать месторождения другим через соответствующие процедуры. Думаю, что таким образом можно увеличить доходную часть федерального бюджета минимум на 40-50 миллиардов долларов (на самом деле значительно больше).
Для нормального функционирования экономики нужно прекратить кошмарить банки и создать нормальные условия для развития национальной банковской системы. Если мы не хотим привлекать на наш рынок иностранные банки, то нужно создать нормальные условия для работы своих. Сегодня здесь просто беспредел.
Налоговая система нуждается в серьезной модернизации. В конце концов, нужно принципиально упростить систему налоговой отчетности для всех и особенно для малого и среднего бизнеса (не более одной-двух страниц), чтобы любой гражданин мог начать собственное дело, не боясь попасть на штрафы и другие санкции. Необходимо изменить подходы к системе оплаты труда. На предприятиях малого бизнеса, да и вообще на всех предприятиях, работающих по упрощенке (без НДС), необходимо дать возможность нормального обналичивания денег через премии, надбавки и прочие выплаты. Причем эти выплаты (не основную зарплату) освободить от отчислений в пенсионный и другие фонды, а также от подоходного налога. Если предприятие уже заплатило с этих денег налог с оборота или прибыли (по упрощенке), то пусть работники получают надбавки и премии свободно (можно лишь ограничить верхнюю планку на одного человека). Ведь сегодня все выплачивают эти "надбавки" и "премии", а на самом деле просто реальные зарплаты в "чёрную", показывая только самый минимум. И это можно объяснить просто у малых предприятий нет денег на проплату пенсионного и других фондов и подоходного налога. Проводят транзитные схемы и обналичивают столько, сколько им нужно. А так эти средства будут в белом обороте, и самим предпринимателям будет гораздо легче и дешевле это делать. Можно взять, конечно, один подоходный, но я бы в первый год или два вообще ничего не брал, чтобы сначала ввести деньги в белую экономику.
Что касается проверок, то здесь вообще беда и не только с проверками, но и с местной властью. Вообще, нужно принять ФЗ, который бы защитил бизнес от административного давления. Просто ввести жесткие "правила игры" для всех начиная с губернатора. Ну, а правоохранительные органы я бы вообще устранил от бизнеса в принципе. Кроме федеральных по серьезным делам. Есть смысл создать специальную бизнес-полицию на новой кадровой основе или специальный контролирующий бизнес орган. Но только один, который заменил бы все остальные.
Возможно, звучит утопично, но малое предпринимательство в нашей стране исчезает, поскольку просто не может выживать в условиях такого сильного давления. Может быть, стоит подумать о нестандартных решениях, чтобы люди могли свободно зарабатывать, не боясь никого и не выплачивая "дань" каждому проверяющему, особенно, если он в погонах.
Крупный бизнес, связанный с природными ресурсами, нужно поставить под жесткий контроль государства, а мелкий наоборот освободить от всякого или почти всякого контроля. Конечно, можно было бы получить дополнительные доходы в бюджет, изменив систему налогообложения физических лиц и введя прогрессивный подоходный налог, но у нас Правительство очень не любит эту тему.
Все позитивные усилия со стороны той же власти на определенном этапе съедаются совершенно дикой коррупцией, искоренить которую в принципе можно, но этот процесс будет очень болезненным. На первом этапе необходимо хотя бы изменить систему контроля над эффективностью бюджетных расходов. Каждый бюджетополучатель должен не просто отчитаться, куда он потратил государственные средства. Необходим "физический" контроль результатов деятельности и качества этих результатов. То есть, если средства потрачены на строительство дороги, то необходимо физически увидеть и принять эту дорогу независимой от заказчика и тем более подрядчика комиссией. Я понимаю, что это очень сложно и недешево, но овчинка, как говорится, стоит выделки. Более того, эта же комиссия должна проверить и качество этой дороги. Если речь идет о жилье, то качество жилья, если же вопрос в покупке какого-то оборудования, то физически осмотреть это самое оборудование и документы на него, обоснованность цены и т.д. Конечно, любую комиссию можно постепенно коррумпировать, но здесь есть противоядия, испытанные в развитых странах мира. Нам кое в чем не стыдно было бы поучиться у других в этом плане.
В любом случае системная принципиальная борьба с коррупцией на ее уничтожение необходима, иначе все усилия по восстановлению и тем более развитию экономики будут напрасными.
Ну, и налогообложение имущества граждан тоже серьезный вопрос, и здесь скрыты большие резервы для увеличения бюджетов всех уровней.
Экономика – вечная тема, но народ вечно не может вечно ждать, когда наступит лучшая жизнь. Правительству нужно не выступать в СМИ с пространными размышлениями, а что-то конкретно делать в весьма сложной и противоречивой реальности.