Если власть будет решать проблему капремонта, не учитывая интересы граждан, это может обернуться социальным протестом, утверждает председатель Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская:
В этом году многие депутаты Госдумы получили большое количество жалоб от граждан в связи с введением обязательного взноса на капитальный ремонт. Ситуация по регионам разная. В Санкт Петербурге, где власть установила дифференцированный, в зависимости от типа дома, взнос от 2,60 до 3 руб. и предусмотрела в бюджете софинансирование на капремонт, – спокойная. Никаких митингов, никакого массового недовольства по поводу возросшего платежа. В Москве, где с 1 июля ввели обязательный взнос на капремонт – 15 руб. с кв. метра общей площади (несмотря на то, что федеральный стандарт для столицы на 2015 год составляет 7 руб. 80 коп.), реакция населения другая. Обращения к депутатам от москвичей начали поступать с апреля и теперь идут по нарастающей. У нас была надежда, что размер взноса сократят.
Я обращалась к мэру Москвы Сергею Собянину дважды, но не была им услышана. Я говорила о том, что надо оценивать не только экономику, но и социальные последствия принимаемых решений. Я предупреждала, что люди возмутятся таким ростом платежей, когда вернутся из отпусков. Так и произошло. Письмами, жалобами москвичей мы завалены. Телефон в нашем думском Комитете буквально раскалён. Сегодня стало очевидным, что некоторые главы регионов злоупотребляют правом, которое им предоставили на федеральном уровне по организации системы капитального ремонта. Смотрите, что получается. Платёж по ЖКХ состоит из двух частей. Одна часть – это плата за коммунальные услуги. Она ограничена законом, у нас есть так называемые предельные индексы. И первые лица государства серьёзно озабочены тем, чтобы эти индексы не превышались и общий платёж за коммунальные услуги не рос выше уровня инфляции. Даже есть такая формула роста тарифов – "инфляция минус". Вторая часть платежа – за жилищные услуги. Это плата, которую сами жильцы определяют на своём общем собрании. И только если они таких решений не приняли, тогда её устанавливает власть. То есть граждане могут повлиять на эту вторую составляющую платежа, если захотят. Но на размер обязательного взноса на капремонт собственники повлиять не могут – никаких ограничений в федеральном законе нет. Поэтому протест граждан абсолютно обоснован. В стране кризис: люди теряют работу, зарплаты уменьшаются, цены растут.
Однако власть вводит новый налог на имущество, и весной население почувствует, какой это налог. Параллельно пытаются (наша фракция отбила эту попытку в весеннюю сессию) увеличить вдвое пени неплательщикам за ЖКУ. Но процент неплательщиков вырос как раз из-за взноса на капремонт. Да, мы дали гражданам право выбора: платить в "общий котёл" или всё-таки попытаться открыть спецсчёт и ремонтировать только свой дом, отвечать за своё имущество. Но собственники либо не поняли этого, либо власть толкала их в "общий котёл". В итоге только 13% россиян будут ремонтировать свои дома, остальные – дома соседей.
И ещё одна проблема. Планы на 30 лет, конечно, хороши, но многие из нас не увидят этого "светлого будущего". Те, кому сегодня 80 лет, его точно не увидят, поэтому они сейчас приходят в приёмную Госдумы и говорят: "Наш дом стоит в программе капремонта через 16 лет, мы не доживём, сделайте что-нибудь". Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внесла законодательную инициативу – одиноких граждан старше 80 лет освободить от обязательной платы за капремонт. Сегодня жители приватизированных квартир в домах, у которых не было ремонта 40 лет и более, нас спрашивают – а где же обязательства государства по проведению капитального ремонта, которые нам обещали по закону о приватизации? Ведь это не только прямая норма закона, но есть и позиция Верховного суда по этим обязательствам. Что же происходит? А происходит следующее: те собственники, которые попали в "общий котёл", будут выполнять старые обязательства государства. Потому что денег на софинансирование в бюджете нет, а первоочередная задача отремонтировать эти дома – есть. Но и это ещё не все. Социальный наниматель у нас сейчас платит за капитальный ремонт в тех регионах, где незаконно повысили плату за социальный наём, в том числе в Москве. Не предусмотрев ни одного рубля в бюджете столицы на капремонт, власть подняла плату за социальный наём в три раза. С этими нарушениями теперь разбирается Генпрокуратура. По старым обязательствам государства фракция "СР" также внесла инициативу. Речь идёт о том, что те граждане, которые приватизировали жилое помещение (не по вторичной сделке при обрели квартиру в старых домах, а именно приватизировали) и на которых распространяется действие статьи 16 закона о приватизации, должны платить за капремонт с момента проведения такого ремонта.
Наша фракция также предлагает ограничить в платеже по ЖКХ не только плату за коммунальные услуги, но и плату за жилищные услуги в той части, где её устанавливает власть. Необходимо ограничить общий размер платежа. Такой подход не позволит главам регионов злоупотреблять данным им правом, руководствуясь не здравым смыслом, а только экономикой. Конечно, вопросы есть и по спецсчёту, открытому на свой дом, – нужен льготный кредит на длительный срок, нужно страховать этот спецсчёт – и мы должны их решить. Нам надо помочь гражданам справиться с проблемой капитального ремонта, которая уже грозит вылиться в социальный протест.
По материалам источников: Газета "Справедливая Россия"