Несколько лет подряд в стране урезаются бюджетные ассигнования на здравоохранение. Растёт недовольство реформами, которые проявляются, прежде всего, в резком сокращении числа медицинских учреждений, особенно в глубинке. Можно ли отдавать эту сферу на откуп рынку? На этот вопрос отвечает профессиональный врач, член Совета Федерации, член Центрального совета Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Антон Беляков:
Я был единственным, кто выступал в Совете Федерации против корректировки бюджета в области здравоохранения. Именно потому, что мы в и 2013 и 2014 годах урезали бюджет в абсолютных цифрах. Потом урезали бюджет 2015 года, а недавно поправками урезали и этот принятый бюджет. И на всё это можно наложить инфляционную составляющую. Минэкономразвития и Минфин давали информацию, что она была 78%, но это смотря как считать. Если говорить о продуктах питания и товарах первой необходимости, то по многим товарным группам они дорожали за год и на 15%, и на 20%, и на 25%.
Чем ознаменовались конец прошлого и начало нынешнего года, мы тоже знаем. Инфляционные процессы стали кратными. Когда на этом фоне, ещё и в абсолютных цифрах, снижаются затраты на здравоохранение, это не может не беспокоить. И массовые сокращения медиков в Москве, огромная текучесть кадров в регионах – это процессы, которые невозможно не увидеть. Качество медицинских услуг снижается, и доступ к медицинским услугам тоже снижается, очереди растут. Всё большее число людей вынуждено платить за медицинские услуги.
Происходит коммерциализация государственного здравоохранения. Государство пытается извлечь из медицины доход. Но подход, когда медицинские учреждения становятся своего рода коммерческими агентами, которые зарабатывают деньги и переходят к принципу оказания медицинских услуг по государственному заданию, когда есть некий минимум, который финансируется за счет бюджета, а всё, что сверх этого, становится предметом заработка, является абсолютно ошибочным по определению.
Сейчас медицинские услуги в стране разделены на две части: одна часть подпадает под государственные гарантии и является делом системы ОМС, а другая якобы является частным делом граждан – мол, лечитесь, как хотите, но в пределах закона. На мой взгляд, это системная ошибка, которую нельзя было допускать.
Отдельная история – это принятие закона о так называемых бюджетных учреждениях. Сейчас у нас значительная часть медучреждений как раз бюджетные, они получают право выполнять работы, оказывать услуги за деньги. Этой был тот шаг, который открыл ворота для коммерциализации медицины. Я уже не говорю о возможности привлекать кредиты под залог основного имущества. Если взять Москву, то результат этой коммерциализации налицо. Вот информация Счётной палаты РФ: коечный фонд медицинских учреждений, подведомственный Департаменту здравоохранения города Москвы, в 2013 году сократился на 4,4%; объём платной помощи вырос в 2 раза; число пациентов, получавших помощь на платной основе, увеличилось почти на 40%.
Источник: Газета "Справедливая Россия"