1 июля в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" с информацией выступили официальный представитель Президента РФ, заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин и заместитель Председателя Счетной палаты РФ Вера Чистова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Валерий Гартунг:
- Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемый Дмитрий Олегович! Наверное, у меня судьба такая, что после таких пафосных выступлений мне приходится говорить о некоторых проблемах.
Несмотря на это, хотелось бы сказать, что мы также высоко оцениваем деятельность оборонно-промышленного комплекса, действительно результаты налицо, вот мы их увидели 9 мая во время парада.
Вместе с этим, если бы было сегодня закрытое заседание, то можно было бы более откровенно поговорить о накопившихся проблемах, но будем говорить о том, что можно сказать.
Очень приятно было слышать, Дмитрий Олегович, что вы, скажем так, не витаете в облаках, а действительно видите проблемы, которые сегодня существуют, и проблема номер один, которую вы обозначили это снижение издержек. Мы также считаем, что это сегодня главная проблема, стоящая перед военно-промышленным комплексом, особенно, когда страна экономит на самом необходимом и снижает социальные расходы.
Вот недавно мы принимали бюджет, где на 868 миллиардов сократили бюджетные расходы, прежде всего, на самых обездоленных, поэтому военно-промышленный комплекс тоже должен внести свою лепту в оптимизацию расходов.
Я сразу перейду к предложениям, которые могли бы помочь оборонно-промышленному комплексу продвинуться в решении этой проблемы.
Прежде всего, почему у нас сегодня очень высокие издержки в оборонно-промышленном комплексе? Почему передовые образцы техники, которые у нас сегодня есть, не захватывают международные рынки? А в силу того, что они очень дороги и неконкурентоспособны именно по себестоимости.
Что нужно сделать? Конечно же, нужно снизить издержки. И что этому препятствует? Прежде всего, ценообразование в оборонке. Принцип предельной рентабельности от размера затрат не стимулирует снижения издержек. Это вам любой руководитель оборонного предприятия скажет и это они даже не скрывают.
Чтобы увеличить заработок предприятий нужно накручивать трудоёмкость процессов, что прямо противоположно тому, о чём вы говорите. Поэтому этот принцип надо менять. Как? Не везде есть конкуренция, но во многих случаях она возможна. Поэтому максимально нужно создавать конкурентную среду в оборонно-промышленном комплексе не на уровне вооружений, а на уровне компонентов, на уровне поставщиков. Именно там формируются основные издержки, которые не видит главный распорядитель, основной заказчик. И эти издержки могут существенно, в разы снижаться.
Ещё одна проблема. При формировании госпрограмм не проводится маркетинговых исследований на возможность применения уже существующих производств. Очень много моментов, когда выделяются государственные деньги на создание производств, которые уже в частном секторе существуют и могут выполнять стоящие перед оборонно-промышленным комплексом задачи. Но об этом никто не знает, а, может быть, и не хотят этого видеть. Поэтому, когда у нас была цена на нефть запредельная, наверное, мы могли себе это позволить. Сейчас, я думаю, уже пора считать деньги.
Мало того, снизив издержки, мы не только сэкономим бюджетные средства. Мы же долю на мировом рынке вооружения захватим. Не так много мировых рынков, где мы сегодня конкурентоспособны. Рынок вооружения самый перспективный. И можно не только вооружение, но и боеприпасы поставлять, нужно только снижать издержки. А что же для этого нужно сделать? Прежде всего, ключевым показателем для руководителей оборонных предприятий, корпораций, холдингов нужно сделать выполнение плана по привлечению частных поставщиков, например, как локализация в автопроме: установить параметры и постепенно увеличивать процент участия альтернативных поставщиков. Это вполне возможно. Причём, это прямо сейчас можно сделать во многих отраслях.
Нужно установить обязательную квоту при закупках компонентов, например, не менее 50% у частного сектора.
Следующее. Провести повторный аудит госпрограмм с привлечением профильных экспертов из частного сектора и актуализировать планируемые расходы. Может быть, там, где мы планируем потратить деньги, эти производства уже имеются. И задачи, которые ставит государство перед ОПК, могут быть решены на действующих мощностях. И таких моментов достаточно много.
Четвёртое. Нужно установить закрытый перечень закупок у единственного поставщика, максимально его сократив. По данным Счётной палаты, до 30% всех закупок осуществляется у единственного поставщика. Как мы будем экономить, если никакой конкуренции нет?
Пятое. Нужно развивать профессиональные закупочные структуры на оборонных предприятиях. Они уже разучились покупать.
И шестое. Необходимо ориентировать военпредов на поиск альтернативных поставщиков.
Я не сказал о главной проблеме бюрократизация, которой вы присвоили номер 3. Сегодня из-за бюрократизации, что происходит? Чтобы стать поставщиком, нужно пройти испытание. Чтобы пройти испытание, нужна документация. Чтобы получить документацию, нужен заказ, а заказа не будет, если не будет испытания. Вот такая у нас сегодня система.
Поэтому нужно упрощать процедуру входа частных поставщиков на исполнение оборонного заказа.
Спасибо за внимание.