Какие литературные герои нужны стране без лишних людей?
Заметки на полях произведений, присланных на соискание литературной премии "В поисках правды и справедливости"
Сергей Миронов, 01 июля 2015
см. также ↓В начале 2015 года мы учредили Литературную премию СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. Заявки продолжают поступать, молодые писатели, поэты и журналисты присылают свои книги и рукописи. Некоторые присылают прямо в Госдуму, другие в Центральный Аппарат партии. Признаюсь, я часто один-два текста беру с собой и читаю в дороге. Уровень мастерства, талант у всех авторов, естественно, разный. Но вот что "цепляет", бросается в глаза: впервые за последние 200 лет образ "героя нашего времени" литературного героя эпохи отступает от традиционного для русской классической литературы образа "лишнего человека"!
Я не поленился, взял карандаш и, вспоминая уроки моей учительницы литературы Аллы Константиновны Неклюдовой, выписал в столбик имена "лишних людей" нашей классики: Евгений Онегин, Александр Чацкий, Григорий Печорин, Илья Обломов, Евгений Базаров, князь Лев Мышкин, Григорий Мелехов, Виктор Зилов, Веничка Ерофеев. В этот ряд я бы включил и отвергнутых эпохой, выброшенных из общества, сломленных Левшу (Лесков) и Мастера (Булгаков).
Особняком стоят имена героев историософского романа-эпопеи Л.Н. Толстого Андрея Болконского и Пьера Безухова, а также имя Родиона Раскольникова из романа-трагедии Ф.М. Достоевского. Это имена-символы, имена-идеи.
Начиная с середины XIX века писатели, создавая образ "лишнего человека", по-видимому, не могли удержаться от иронии, которая проникает даже в сами их имена: Илья хочется услышать Муромец, ан нет Обломов. Евгений он же "благородный", но, увы, Базаров. Князь Лев "награжден" антонимичной фамилией Мышкин.
Впрочем, писатели того столетия противопоставляли "лишнему человеку" положительного героя своего времени. У Пушкина это Гринев, у Лермонтова купец Калашников, у Гончарова Штольц, у Тургенева Павел Петрович Кирсанов. Если "лишние люди" почти все "несчастливы одинаково", то положительные герои счастливы по-разному. Гринев служит Отечеству, купец Калашников ставит превыше всего в жизни честь, Штольц человек дела, Павел Петрович рыцарь любви. И все же "лишние люди" тогда, в конце XIX века, "победили". Результатом этой идеологической победы стала катастрофа, которая случилась с Россией почти 100 лет назад.
В XX веке "лишний человек" это изгнанник (в поэзии Марины Цветаевой, в прозе Бунина), запутавшийся человек (у Шолохова, у Набокова), слабак, неудачник (у Вампилова). В страшные годы XX века с его войнами и катастрофами положительными литературными героями становились Павел Корчагин Островского (период революции и Гражданской войны), Василий Теркин (поэма Твардовского), Андрей Соколов ("Судьба человека" Шолохова), солдаты и офицеры из произведений Симонова, Бондарева, Васильева.
Казалось бы, после Великой Отечественной войны, после всех пережитых народом испытаний образ "лишнего человека" должен навсегда уйти из нашей литературы. Но он возродился в послевоенной прозе, утвердился в литературе так называемого постмодерна, провоцируя новую катастрофу развал страны и эпоху беспамятства 90-х.
Почему? Зачем нашей творческой интеллигенции, нашим писателям так нужен этот образ? Отчего они так цепляются за него из века в век? Кто такой "лишний человек" в обществе? Человек, который считает себя лучше этого общества и отворачивается от него вместо того, чтобы делать это общество гармоничнее, справедливее, разумнее. Наша интеллигенция очарована образом "лишнего человека", потому что он отдельный, он не народ, он другой. С одной стороны, это гордыня нашего "креативного" класса. С другой мелкая трусость и, простите, лень. "Лишним человеком" быть и жить удобненько: стой в сторонке, критикуй, при этом оставайся чистеньким и умненьким. Возникает этакое самолюбование: ах, какой я непонятый, ах, я лишний в этой проклятой стране "совка", "рашки", "путинизма".
Я читаю работы, присланные на соискание премии СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, и размышляю: кто он новый литературный герой нашей эпохи?
Каким, к примеру, его вижу я?
Вспоминаю день 9 Мая. Мы шли по Тверской с портретами своих отцов и дедов героев войны. Это была миллионная колонна мирно и твердо идущих людей, которые знают, зачем жили их деды, зачем живут они сами, зачем будут жить их дети и внуки. Шел народ страны, поднявшейся с колен. Я видел лица людей, которые точно знают, ради чего они живут: ради утверждения справедливости, добра и правды. В той колонне не было "лишних людей", все были нужны и важны и живые, и мертвые. И я подумал: а вдруг судьба какого-то молодого человека из этой колонны вдохновит такого же молодого писателя на создание образа нового литературного героя нашей эпохи?
Я буду рад, если и вы, читатели "Литературной газеты", скажете мне, каким вы видите этого героя.
Источник: Литературная газета