Выступление Александра Тарнавского на заседании Конституционного суда РФ, посвященного переносу даты выборов в ГД в 2016 году
см. также ↓В связи с рассмотрением Конституционным Судом Российской Федерации 29 июня 2015 года по запросу Совета Федерации ФС РФ вопроса о толковании части 1 статьи 96 и частей 1, 2 и 4 статьи 99 Конституции РФ (о переносе даты выборов в Государственную Думу РФ седьмого созыва) в его заседании принял участие и выступил член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Александр Тарнавский:
Уважаемый Суд! Уважаемый Председатель Суда! Присутствующие!
Россия является правовым государством. Поэтому неукоснительное соблюдение правовых норм и строгое подчинение закону – это то, на чем должна базироваться вся наша деятельность, деятельность всех без исключения граждан и организаций, находящихся на территории России.
Подписывая обсуждаемый законопроект о переносе даты выборов в Государственную Думу седьмого созыва на третье воскресенье сентября 2016 года, становясь одним из его соавторов, представитель нашей парламентской партии, а им стал Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов, также как и партия в целом, исходили из того, что все это делается в рамках закона.
Да, с одной стороны, п. 1 статьи 96 Конституции РФ говорит о том, что "Государственная Дума избирается сроком на 5 лет". Но при этом, с другой стороны, этот срок не является "абсолютным", определенным "день в день".
Действительно, следует помнить, что день голосования на выборах депутатов Государственной Думы до настоящего времени не всегда определялся одинаково. И никаких дискуссий и сомнений по этому поводу не возникало. Действительно, срок полномочий Государственной Думы – "5 лет" согласно нормам Конституции РФ может быть изменен (уменьшен), например, из-за роспуска Думы. Или же из-за решения Президента РФ воспользоваться своим конституционным правом созвать первое заседание Думы ранее чем на 30-й день после ее избрания.
Мы, партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, не могли не обратить внимание и на то, что в принятых ранее решениях Конституционный Суд РФ посчитал допустимым "изменение федерального законодательства в целях синхронизации сроков проведения выборов, совмещения дней голосования на выборах разного уровня и введения единого дня голосования". При том, что это влекло за собой "продление или сокращение сроков полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления". Мы полагаем также, что срок полномочий Государственной Думы согласно Конституции РФ определяется именно в годах, а не в месяцах, неделях или днях.
Поэтому, как нам представляется, все что предложено и закреплено во внесенном законопроекте, в котором, напомню, мы являемся соавторами, все это основано на законе. Исключительно на законе, с учетом его буквы и духа.
Надеемся, что это подтвердит и Конституционный Суд РФ, дав свое толкование в ответ на запрос, направленный Советом Федерации. В любом случае, высказанная позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу будет крайне важной, определяющей, той которая расставит, как говорится, "все точки над i". Либо по другому: "снимет все высказанные сомнения".
При этом нынешним депутатам Государственной Думы шестого созыва крайне важно получить правовой коридор возможностей, в рамках которого можно было бы принять итоговое решение на одном из ближайших заседаний Государственной Думы относительно даты выборов в нее в 2016 году, можно было выбрать на основе возможного межфракционного компромисса одну из предложенных дат, один из имеющихся, обсуждавшихся вариантов по дате.
И еще хотелось бы сказать о следующем. В последнее время в качестве даты голосования в 2016 году обсуждались "4 декабря", "первое воскресенье сентября", а теперь и "третье воскресенье сентября". Если говорить с точки зрения интересов страны и ее граждан, с точки зрения здравого смысла и поиска оптимальной даты голосования, то дата "4 декабря" плоха прежде всего из-за погоды (Россия все-таки северная страна), дата "первое воскресенье сентября" плоха тем, что не все к этому дню еще вернутся к месту своего проживания из летних отпусков и со своих дач. Обе даты также плохи тем, что люди уже либо раздражены больше чем обычно (в декабре), либо находятся еще "в состоянии эйфории" после летнего отдыха (в начале сентября).
Стране же нужен избиратель, прежде всего, ответственный. Избиратель,
у которого есть возможность прийти проголосовать, поскольку он уже находится в месте своего постоянного проживания (регистрации),
которому не создают проблемы погодные условия,
который настроен по-деловому, рационально и конструктивно.
Это крайне важно, поскольку в руках российского избирателя судьба страны, нашей России.
Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ полагает, что с точки зрения интересов страны и ее граждан, с точки зрения здравого смысла и поиска оптимальной даты голосования, дата "третье воскресенье сентября" представляется наиболее предпочтительной. Она, кстати, пока что и фигурирует в законопроекте по данному вопросу, принятому в первом чтении 19 июня с.г. и дожидающегося своего финального рассмотрения в Государственной Думе – после того, как свое слово будет сказано Вами – уважаемый Суд.
У меня все. Спасибо за внимание.