Олег Нилов: инициировать процессы регулирования цен в авиаперевозках должно государство
см. также ↓Министерство транспорта РФ выступило с законодательной инициативой, допускающей "овербукинг", то есть продажу большего количества билетов, чем число мест в самолете. Кроме того, законопроект предусматривает закрепление права авиакомпаний менять условия перевозки в одностороннем порядке. Проект Минтранса прокомментировал заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Олег Нилов:
– "В атмосфере спокойной обреченности", как пишут СМИ, проходило обсуждение бюджетной программы Минфина. Свои "антикризисные" меры Правительство (а в сущности авиакомпании) предлагает и в сфере авиаперевозок. В этой области наших граждан планируется "погрузить" в "атмосферу обреченности", причем, судя по всему, далеко не спокойной. Риск "остаться за бортом" для пассажиров авиатранспорта в скором времени станет более чем реальным. Так, для публичного обсуждения представлен законопроект, разрешающий авиакомпаниям продавать билеты в количестве, превышающем число мест в самолете. За рубежом такая система называется "овербукингом" и, как говорят авиаперевозчики (а им вторит Правительство), успешно функционирует.
Да, возможно, это так, но только в нашей стране, а не за рубежом, Министр транспорта признает, что средняя цена на авиабилет составляет 90% от среднемесячной зарплаты, в отличие, например, от США, где этот показатель равен примерно 5%. Внутренние перевозки неразвиты, цены на билеты до Сочи составляют несколько сотен долларов! В то же время теперь за эти деньги человек рискует и вовсе не попасть на самолет, так как купленный билет не будет являться гарантией полета из точки "А" в точку "Б".
Вместо того, чтобы снижать цены на авиабилеты за счет удешевления, например, топлива, Правительство перекладывает на плечи граждан весь груз своих проблем. Россия нефтедобывающая страна, а авиакеросин здесь порой стоит дороже, чем в Европе, так как рынок авиатоплива монополизирован. Большая часть авиационного керосина производится всего лишь несколькими компаниями. Причем авиаперевозчики не имеют ресурсов влияния на этот рынок. Инициировать процессы регулирования цен должно государство, а оно пока только инициирует создание условий для головной боли граждан.
Впереди сезон отдыха, сезон отпусков. Из-за финансового кризиса у наших граждан и так настроение удручающее. И здесь человека, который раз в году летит отдыхать и набраться сил для последующего непростого года, заставляют нервничать и гадать, придется ли ему спокойно добраться до пункта назначения или лететь неудобным маршрутом через несколько городов, предварительно переночевав в гостинице, причем, вполне возможно, не самой удобной. Пассажира, по сути, загоняют в такую ситуацию, когда он должен приезжать задолго до вылета, дабы успеть занять заветное место и не остаться в итоге у трапа самолета. Таким образом, десятки, сотни часов будут попросту потеряны.
НДС на внутренние перевозки снизили до 10%. Не хватает? Давайте обнулим его! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме такой законопроект вносила.
Очевидно, что из-за курса валют, а также санкций по кредитам растут затраты авиакомпаний, так как лизинг и обслуживание парка оплачивается в валюте. Однако пусть тогда в этой ситуации Правительство вернет миллиарды долларов из золотовалютного резерва, хранящегося за рубежом, и прокредитует хотя бы авиационные госкомпании. Это будет намного эффективнее, чем отправлять средства в экономику США и Европейского союза.
Лоббисты от авиакомпаний сильны. Они продавливают на высшем уровне практически любые инициативы, которые им выгодны. И все это происходит с молчаливого согласия Правительства или, наоборот, при его активной поддержке. Примерно год назад они захотели отказаться от расходования средств на подготовку российских профессиональных летчиков гражданской авиации и нанимать на работу иностранных пилотов. Недавно авиакомпании добились права продавать невозвратные билеты. Лоббисты заявили, что невозвратные билеты будут продаваться пассажирам якобы дешевле возвратных. На практике же получилось как всегда – снижения цен не произошло. Просто билеты, которые раньше были возвратными в нижней ценовой категории, стали вдруг автоматически невозвратными.
Принятием парламентским большинством законопроекта об "овербукинге" Правительство добьется повторения ситуации. Для того, чтобы этого не случилось, должно быть четко прописано, на сколько билеты при системе "овербукинга" подешевеют – эта итоговая цена должна быть меньше на 15-20%. Только тогда можно говорить об относительной эффективности предлагаемых мер.
Пока же фактически очевидно, что инициатива с так называемым "овербукингом", которая будет продавлена лоббистами и претворена в жизнь голосами партии власти, никаких улучшений в плане доступности билетов не принесет, а вот градус недовольства поднимет.