О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Александр Тарнавский об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ

09 июня 2015

 см. также ↓

9 июня Госдума отклонила законодательную инициативу фракции "СР" – проект федерального закона № 675505-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации). С докладом по законопроекту выступил Александр Тарнавский:

- Добрый день, уважаемые коллеги!

На ваше рассмотрение выносится законопроект, подготовленный группой депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", подготовленный и внесённый ещё в декабре прошлого года, но, как мне кажется, не утративший своей актуальности и сейчас, поэтому просил бы обратить на него внимание.

В прошлом году, как мы прекрасно знаем, серьёзно упали цены на нефть, следом за этим обесценилась национальная валюта, а её курс к доллару США волнует многих – и рядовых россиян, и представителей бизнеса. Рядовых россиян волнует потому, что многое, что мы покупаем, фактически мы покупаем за доллары, например, многие продукты питания, путёвки в Египет, Турцию и другие страны, ну, а бизнес покупает импортное оборудование и технологии. При этом некоторые вещи мы покупаем за собственные средства, ну, а на некоторые мы берём взаймы средства либо используем кредитные ресурсы, которые нужно вернуть с уплатой определённых процентов.

Несмотря на то, что в стране значительные золотовалютные резервы, руководством страны было принято вполне разумное решение перейти на плавающий курс рубля. Другими словами, чтобы курс спроса и предложения на валюту определял и курс валюты. Ну, решение логичное, понятное и, в общем, все мы его в целом поддержали.

Однако, когда это произошло и пошло падение цен на нефть, то мы обратили внимание, что продавцы валюты вдруг почему-то исчезли и рубль стал стремительно дешеветь: 50 руб. за доллар, 60 руб. за доллар, 70 руб. за доллар, пообещали 100 руб., 200 руб. за доллар.

Тут же параллельно пошли валютные спекулянты, банки, и вместо того, чтобы кредитовать реальный сектор, ушли все в доллар, "помогла" этому процессу ещё "Роснефть", которая, как было написано в прессе в декабре прошлого года, выпустила рублёвые облигации на немалую сумму – в 625 млрд рублей, которые, видимо, тоже ушли в доллары.

И получился в связи с этим серьёзный перекос: пали рубль, доллар. Мы не могли на это не реагировать, потому что, как нам показалось, разговоры о плавающем курсе рубля, о рыночном курсе рубля ничего похожего нам не показали.

И если мы говорим о рынке, то речь идёт о том, чтобы рынок действительно был. И мы озаботились этим вопросом, внесли соответствующий законопроект, ничего на самом деле нового не придумали, а предложили вернуться к практике продажи в обязательном порядке части валютной выручки.

Такая практика у нас была в период с 15 июня 2004 года по 1 января 2007 года. И мы предложили технологически к этому вернуться хотя бы на определённом этапе развития страны и внесли соответствующий законопроект, где базовыми, ключевыми являются два тезиса. Самый главный тезис: экспортёры обязаны продавать валютную выручку в течение семи дней со дня поступления её на банковский счёт.

Ну и второе. Следует продавать до 50% поступающей в страну выручки, точно это определяется Центральным банком России, но, максимум, это 50%.

Вот два тезиса, которые мы предложили вам на рассмотрение. Ну много воды с того времени утекло, но мы успели получить заключение Правительства. Заключение оказалось отрицательным. Я, чтобы не пересказывать, просто его зачитаю: "Административное регулирование объёмов и сроков продажи валютной выручки приведёт к дополнительным административным и трансакционным издержкам российских организаций-экспортёров и банков. Введение обязательной продажи части валютной выручки является инструментом ограничения трансграничного движения капитала, что подрывает статус рубля, как свободно конвертируемой валюты и существенно повышает риски инвестирования в российские активы. В случае введения данной меры давление на курс рубля усилится, так как инвесторы будут ожидать дальнейшего ужесточения мер по контролю за капиталом".

Что мы имеем сейчас, сегодня, в июне? И как мы рассматриваем эту ситуацию? 8 июня у нас было совместное заседание комитетов: Комитета по бюджету, Комитета по экономической политике и Комитета по финансовому рынку, где представляла годовой отчёт банка Эльвира Набиуллина. И на вопрос о том, что и как мы делаем сейчас в связи с этим, было сказано: мы сейчас проводим работу с экспортёрами, чтобы они продавали валюту равномерно.

Этим сейчас, видимо, занимается ЦБ. А если отмотать на полгода назад, этим занимался Президент России. Как вы помните, пресса сообщала, что Президент звонил главе "Роснефти" и узнавал, сколько у него в загашнике валюты, и убеждал его эту валюту продавать.

Мне кажется ненормальным и неправильным то, что такие высокопоставленные должностные лица вынуждены этим заниматься. И тем более, а вдруг, например, "ЛУКОЙЛ" не послушает Набиуллину и откажется продавать валютную выручку. Поэтому такой механизм ручного управления не совсем корректен. Он, наверное, идет на пользу экспортёрам, компаниям нефтяного сектора, которые экспортируют газ. И, конечно, крупным экспортёрам-поставщикам валюты это выгодно. К ним идут на поклон, в том числе, и государственные служащие.

Но, в общем, на самом деле это не очень хорошо и поэтому мы предлагаем этот процесс автоматизировать, с тем, чтобы валюта, поступающая в страну, продавалась. Есть те компании и граждане, которые хотят покупать, поэтому предлагаем сделать из этого рынок, и на это направлен законопроект. Может, мера не очень популярная, но в нынешней ситуации, мне кажется, она продолжает оставаться правильной. Предлагаем поддержать.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International