О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Резолюция Конгресса депутатов Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ регионов Заполярья и регионов, связанных с деятельностью Северного морского пути

13 марта 2015

 см. также ↓

13.03.2015, г. Архангельск

13 марта 2015 года в г. Архангельске состоялось заседание Конгресса депутатов Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ регионов Заполярья и регионов, связанных с деятельностью Северного морского пути по теме "Потенциал развития северных территорий в условиях обострения экономической ситуации".

В работе Конгресса приняли участие 178 человек, в том числе депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты всех уровней из Республик Карелия и Саха (Якутия), Камчатского и Красноярского краёв, Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, главы муниципальных образований, а также представители заинтересованных научно-исследовательских, общественных организаций и профессиональных сообществ.

Участники Конгресса подчеркивают, что российский Север – это не только газ и нефть. Он должен дать стране широкий спектр инноваций, новые виды энергетики, современные управленческие и организационные технологии, перспективные виды транспорта и новые социальные практики.

В последние годы наметился ряд позитивных тенденций в развитии Севера и Арктики. Реализуются масштабные программы по развитию ресурсной и энергетической базы региона. Обозначились положительные тенденции и в социальном развитии. Главные из них: сокращение безработицы, рост соотношения среднемесячной номинальной заработной платы и прожиточного минимума, рост ожидаемой продолжительности жизни, развитие механизмов корпоративной социальной ответственности бизнеса.

Тем не менее, нерешенных проблем еще очень много. Экономический рост в Арктике продолжает оставаться сырьевым. 4/5 объема всей промышленной продукции дают предприятия добывающих отраслей. Возникли депрессивные территории и поселения с целым "шлейфом" деструктивных социально-экономических процессов.

Продолжается депопуляция Арктики. В 1989-2013 гг. общая численность населения здесь сократилась почти на 30%. Экономическая привлекательность трудовой дея­тельности снижается. Исключением является только Ямало-Ненецкий АО.

"Программа социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" имеет аналитический, а не обязывающий характер. Она составлена из мероприятий других программ, реализуемых в Арктической зоне. Скоординированной работы министерств и ведомств по Арктике фактически нет.

По показателям уровня жизни арктические регионы России существенно уступают арктическим территориям других стран: в среднем уровень душевых доходов, исчисленный по паритету покупательной способности, составляет у нас около 25% от достигнутого на Аляске и 35% – от уровня канадской и европейской Арктики.

Участники Конгресса придерживаются общего мнения, что освоение северных территорий не может основываться только на рыночных принципах. Катализатором инвестиций и инноваций на Севере должно стать государство.

Становление Арктики должно опираться на принципы устойчивого развития, где на первом месте – социальная справедливость, экономическая эффективность, экологи­ческая безопасность, повышение уро­вня и качества жизни людей.

Участники Конгресса поддержали следующие меры по ускорению социально-экономического развития российской Арктики:

Первое. Формирование нормативной правовой базы Арктического региона.

Значение Арктической зоны в социально-экономическом развитии России и в обеспечении национальной безопасности требует выделить этот макрорегион в самостоятельный объект государственной политики. Должна быть разработана отдельная система правовых документов, направленных на реализацию государственной политики России в Арктике.

Необходимо принять федеральный закон "Об Арктической зоне Российской Федерации".

Второе. Должно быть создано единое управление арктическими территориями – оперативно работающая структура по типу Государственного комитета по делам Севера в СССР. Такой подход лежит в русле общемировых тенденций.

Третье. Нужна продуманная, последовательная государственная политика по освоению Северного Морского пути.

Модернизации и пополнения требует инфраструктура Северного Морского пути, ледокольный флот, включая атомные ледоколы, а также ледоколы с энергетическими установками нового типа.

Главная задача – решить инфраструктурные проблемы Северной трассы. За исключением Мурманска и отчасти Дудинки модернизация северных портов не производилась с 1990 г.

Четвёртое. Одним из главных принципов социальной политики в Арктической зоне должен стать принцип компенсационности – возмещения повышенных затрат здоровья жителей более высокими социальными стандартами.

При определении компенсаций необходим более полный учет особенностей отдельных территорий: климата, удаленности, структуры населения, наличие коренного населения, транспортной доступности.

Участники Конгресса выражают несогласие с проектом Постановления Правительства РФ "О размерах районных коэффициентов и порядке их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Снижение районных коэффициентов, предусмотренное проектом постановления, недопустимо.

Средняя "арктическая" зарплата сегодня обеспечивает около 5 прожиточных минимумов. По мнению участников Конгресса для обеспечения комфортного проживания в Арктике зарплата должна превышать прожиточный минимум в 7-8 раз.

Пятое. Необходимо расширить возможности трудоустройства населения Арктики.

Надо обязать крупные предприятия регистрировать свои дочерние компании там, где они извлекают прибыль, и платить больше налогов в местные бюджеты. Трудоустройство местного населения должно стать обязательным условием для всех инвесторов.

Шестое. Одна из важнейших задач государства в арктическом регионе – поддержать культуру народов Севера.

Позиция участников Конгресса в этом вопросе: убытки, причиненные коренным малочисленным народам, ущерб их исконной среде обитания, нанесенный хозяйственной деятельностью, должны быть возмещены.

С учетом вышеизложенных задач участники Конгресса, муниципальные депутаты северных территорий предлагают:

  • возродить малую авиацию в арктических регионах, обновить парк воздушных судов и осуществить реконструкцию северных аэропортов;

  • включить в программу развития Арктики реконструкцию морских портов и аэропортов Диксон и Хатанга;

  • в рамках программы развития Северного морского пути обеспечить занятость коренных жителей прибрежных поселков: Несь, Индига, Черная, Варандей, Каратайка, Амдерма, Усть-Кара, Варнег (Ненецкий автономномный округ);

  • построить автодорогу Нарьян-Мар-Усинск (Ненецкий автономный округ);

  • развивать Зеленомысский морской порт (Якутия). Материальная база порта устарела, крановое хозяйство эксплуатируется 25-30 лет. Есть реальная возможность повысить грузооборот порта с нынешних 100 тыс. тонн до 300 тыс.тонн;

  • обеспечить авиационную поддержку проводки морских судов по Северному морскому пути, авиационное обслуживание дрейфующих северных станций и ледовую разведку с аэропорта Черский. Самолетный парк составляет единственный на всю Колыму вертолет Ми-8 АК;

  • привлечь государственные и частные инвестиции в развитие Баимской рудной зоны, Беринговского угольного бассейна;

  • создать на территории Архангельской области судостроительный и деревообрабатывающий технопарки;

  • пересмотреть действующие налоговые льготы экспортерам рыбы и морепродуктов вплоть до их отмены, с одновременным сохранением льгот для организаций, поставляющих рыбу и морепродукты на внутренний рынок;

  • изменить порядок распределения рыбопромысловых, охотничьих участков путем проведения торгов и аукционов. На данный момент малообеспеченное коренное население Крайнего Севера не имеет возможности воспользоваться на этих торгах своими преференциями;

  • содействовать скорейшему решению проблемы так называемых "незаходных" рыбопромысловых судов. Количество таких судов только по Мурманской области составляет 78 единиц;

  • пересмотреть полномочия и регламенты деятельности контролирующих и надзорных органов государства в сфере рыболовства с целью снижения административных барьеров;

  • субсидировать авиаперелёты жителям Арктической зоны по территории Российской Федерации.


Арктика должна стать территорией устойчивого, не разрушающего природу развития, с постоянно живущим там населением с большими инновационными возможностями, с высо­ким уровнем и качеством жизни.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International