О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СР" задали вопросы Министру финансов Антону Силуанову

27 марта 2015

 см. также ↓

27 марта Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проект федерального закона № 744090-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2015 год). С информацией по данному законопроекту выступили: официальный представитель Правительства РФ Министр финансов РФ Антон Силуанов, Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Вопросы министру задали Елена Мизулина, Александр Тарнавский, Михаил Емельянов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Валерий Гартунг. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы.

Елена Мизулина:

– Уважаемый Антон Германович, Жанна из Омска, мамочки из Красноярска и Кургана, Казани и Якутска просили задать вам вопрос. Знаете ли вы, что в России почти 3 миллиона детей в возрасте от полутора до трёх лет. Только для трети из них доступны детские сады. Родители каждого четвёртого ребёнка в отчаянии, им не на что жить: на работу выйти они ещё не могут, а пособие по уходу уже не получают.

Правительство сократило программу "Развитие дошкольного образования" в пять раз, до 10 миллиардов. Законопроект нашей фракции о продлении оплачиваемого отпуска до трех лет пылится в чиновничьих кабинетах. Правительственный "МММ" получается, призвали людей: "рожайте, поддержим", и бросили.

Наша фракция подготовила поправки об увеличении расходов на дошкольное образование. Именно эту сумму вы нашли в бюджете в расходах на материнский капитал. Эти средства надо оставить детям, направив их на дошкольное образование. Готовы ли вы поддержать?

Антон Силуанов:

- Уважаемые депутаты, вопрос дошкольного образования – один из ключевых. Это норма, которая была поставлена в качестве задачи в указах Президента 2012 года. Поэтому мы каждый год выделяли существенные ресурсы на решение этой задачи. И в этом году также предусмотрено 10 миллиардов рублей на поддержку дошкольного образования в субъектах Российской Федерации. Вопрос – сможем ли мы увеличить эту поддержку? Мы готовы рассматривать эти предложения при наличии ресурсов. И мы также заявляли на Правительстве о том, что при возможности мы будем дополнительно выделять средства на эту цель. Поэтому готовы работать во втором чтении, в том числе, и по этому вопросу.

Александр Тарнавский:

– Уважаемый Антон Германович, недавно Председатель Правительства в очередной раз сообщил, что пора уходить от сырьевой экономики и переходить к инновационной. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" давным-давно и много раз говорит: правильно, давайте приступайте, давайте делать.

Но что мы сейчас видим в настоящем законопроекте. Инвестиционные расходы по факту сокращены на 246 миллиардов рублей, притом, что общие расходы сокращены на 290 миллиардов рублей. Государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика" сокращена на 11,2 процента и так далее. Антикризисный резерв хотя вами и увеличен на 41,1 миллиарда рублей, но всё равно эта сумма в общей доходной части бюджета незначительна.

Мы предложенными вами решениями просто стараемся сохранить стабильность, так сказать, продержаться или же всё-таки начинаем структурную перестройку? Что же мы будем делать, когда проедим Резервный фонд?

Спасибо.

Антон Силуанов:

– Уважаемые депутаты, на самом деле мы говорили о том, что сейчас... мы в России начинаем вылечиваться от "голландской болезни". Почему? Потому что те инвестиции, которые раньше шли в нефтяную отрасль, те объёмы добычи нефти и работа нефтяной отрасли, они сейчас начинают сокращаться. И капитал уже будет направляться и более прибыльные вложения в другие, несвязанные с сырьевыми отраслями направления.

Сейчас большие вложения идут и в сельское хозяйство. Большие вложения идут в те отрасли, которые сегодня замещают импортные товары. И это абсолютно правильно. Это основной такой мотив, основной посыл всех тех изменений, которые сейчас происходят. И мы поддерживаем это в рамках антикризисного плана.

Ваш вопрос о том: сокращаются инвестиционные расходы на 246 миллиардов рублей. Ну что сокращается? Это капитальные ремонты, это строительство отдельных сооружений, организаций, которые напрямую, как правило, не связаны со стимулированием экономического роста.

Но в то же время говорим: давайте не будем забывать про то, что мы сейчас будем вкладывать средства в ФНБ, в том числе, кстати говоря, и в ВЭБ, для реализации инфраструктурных проектов. Мы в ВЭБ в рамках антикризисного плана предусмотрели вложение средств ФНБ на 300 миллиардов рублей. Сокращение инвестиций на 246, а вложение в ВЭБ для инфраструктуры 300 миллиардов рублей. Проектное финансирование – 100 миллиардов рублей.

Кроме того, мы сейчас запускаем различные механизмы поддержки предпринимательства, в том числе создали агентство кредитных гарантий для малого бизнеса, для малого и среднего бизнеса, тоже пойдут средства уже частные, только государство им подставит плечо в возможности получения кредитов.

Вот именно эти меры, они и должны привести к росту экономики, а не просто бюджетные инвестиции, как правило, в объекты непроизводственной сферы, они не дадут в дальнейшем роста экономики. Нужно частные спросы стимулировать, нужно создавать условия для того, чтобы работали небюджетные ресурсы и вот на это мы, собственно, и делаем упор.

Михаил Емельянов:

– Уважаемый Антон Германович!

Усилия Минфина и Правительства направлены на сокращение расходов бюджета, однако мы не видим адекватных действий по увеличению доходов бюджета. Вместе с тем "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" неоднократно подобные предложения делала.

Например, мы несколько раз вносили законопроект о прогрессивной шкале налогообложения, Правительство с подачи Минфина давало на него отрицательные заключения. Мы предлагали изменить порядок возвращения НДС экспортёрам сырья, ведь по смыслу возвращать НДС нужно производителям высокотехнологичной продукции, той продукции, которая сложно продаётся на внешних рынках. А наша нефть, газ и металлы довольно легко продаются, зачем же возвращать НДС экспортёрам?

Наконец-таки, вот я совсем недавно внёс законопроект, направленный на пресечение мошенничества при возврате НДС при экспорте зерна, он тоже лежит в Минфине без движения.

Какие действия Минфин намерен предложить по увеличению доходов федерального бюджета?

Спасибо.

Антон Силуанов:

– Уважаемые депутаты, в текущий момент и мы приняли решение о том, чтобы не менять правила игры для налогоплательщиков. В первую очередь не увеличивать налоговое бремя как минимум до 2018 года. И эти задачи мы будем реализовывать в рамках нашей налоговой и бюджетной политики. Поэтому какие-то решения по повышению налогов мы не предусматриваем.

Вопрос об улучшении администрирования постоянно ведётся со стороны налоговой службы. Мы с вами приняли решение об увеличении администрирования и улучшении администрирования, касающегося налога на добавленную стоимость. Теперь все декларации поступают в электронном виде, все счета-фактуры в электронном виде. И поступление налога на добавленную стоимость в текущем году значительно лучше, чем в предыдущие годы.

В связи с этим мы не поддерживали ваше предложение о прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц и сейчас тоже не поддерживаем, имея в виду позицию о том, чтобы не менять серьёзно налоговых условий для того, чтобы не выводить доходы в тень. Мы с вами знаем, что увеличение налоговой нагрузки на доходы, на фонды оплаты труда приводит к тому, что уменьшается объём, уменьшается база для налогообложения, и мы получаем, к сожалению, обратный эффект. Поэтому предложение об увеличении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, на физические лица мы не поддерживаем.

Валерий Гартунг:

– Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, приглашённые!

При внесении изменений в федеральный бюджет Правительство указало цели, для достижения которых оно это делает. Прежде всего это обеспечение условий для восстановления экономического роста и обеспечение макроэкономической и социальной стабильности. Давайте теперь посмотрим, достигаются ли эти цели, и за счёт чего Правительство собирается их достичь.

Ну что же предлагает Правительство? Из выпадающих доходов, а это примерно 2,5 триллиона рублей, предлагают сократить расходы на 868 миллиардов и недостающие средства взять из Резервного фонда. При этом, как справедливо сегодня уже многократно было замечено в этом зале, никаких предложений по увеличению доходной части не прозвучало, и в бюджете мы их не увидели. Я напоминаю, сегодня уже эти цифры звучали, у нас только в управлении госкомпаний и госкорпораций почти 15 триллионов рублей государственной собственности, и системы оценки эффективности использования этих средств не существует.

Сегодня, рассказывая о том, как мы будем поддерживать экономику и добиваться социальной стабильности и выходить на экономический рост, Антон Германович сказал, что ВЭБу даём ещё 300 миллиардов. Но, напоминаю, что у ВЭБа уже сегодня в управлении 3,3 триллиона рублей. И если посмотреть, насколько эффективно используются эти средства, то у него самая низкая эффективность среди всех таких аналогичных организаций БРИКС, у него эффективность в разы меньше. Вот где у нас основные источники пополнения бюджета.

А вместо этого нам предлагают уменьшить индексацию пенсий, отменить индексацию зарплат бюджетников, предлагается сокращение расходов на образование, в том числе на дошкольное. На дошкольные учреждения предлагается сократить с 50 миллиардов до 10-ти, в пять раз. Притом, что, как сегодня было сказано, у нас обеспеченность дошкольными учреждениями до 3-х лет всего 16%. На здравоохранение предлагается снизить ассигнования.

Мы, конечно же, с этим не можем согласиться, притом что у нас огромные, колоссальные бюджетные средства находятся в управлении госкомпаний и госкорпораций, и никаких предложений по увеличению доходности от этих компаний не предлагается. Это основная причина сегодня, основная претензия парламента, причём практически всех фракций, к Правительству. Другое дело, что мы разные выводы из этого делаем.

Теперь, куда предлагается направить средства антикризисного фонда? Вот сегодня задавался вопрос Антону Германовичу о том, а что же вы в стратегическом-то плане собираетесь делать? Как вы собираетесь выходить на устойчивый экономический рост? И он с гордостью сказал о том, что есть антикризисный фонд и давайте посмотрим, куда основная сумма средств будет направлена. 1 триллион через АСВ, 300 миллиардов – через ВЭБ и 250 миллиардов – из Фонда национального благосостояния, итого чуть больше 1,5 триллиона рублей предлагается опять влить в банковскую систему. Но, мы это уже делали в 2009 году, и осенью прошлого года в этом зале мы голосовали, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосовала за то, чтобы простить эти 1,5 триллиона рублей банкам, которые были отданы им пять лет назад. Никаких выводов из этого не сделано. И сейчас мы собираемся делать то же самое: опять раздать банкам 1,5 триллиона рублей.

При этом главную проблему, которая стоит сегодня перед экономикой – отсутствие кредитования экономики, эти деньги не решат. Почему не решат? Потому что проблема не в том, что у банков нет денег, а проблема в том, что банки не могут дать ниже ставки, учётной ставки Центробанка, а предприятия не могут взять выше, чем позволяет их доходность. И разрыв этот сегодня составляет примерно 10%. Под 8-10% готовы брать компании, и от 18 до 20%, это минимальные ставки, подчёркиваю, 100% обеспеченным кредитам готовы кредитовать банки.

Зачем ещё банкам давать деньги, посмотрите, у них денег и так полно, они не знают, куда их деть. И сегодня Антон Германович признал, что, на самом деле, эффекта от этого нет, потому что на кредитование это не пойдёт.

Какой вывод? Есть очень хорошая мера, которая в антикризисных мерах у нас есть – это субсидирование процентной ставки по кредитам для промышленности. Хорошая мера, но на неё выделяется 20 миллиардов рублей. Но давайте посчитаем. Объём кредитования юридических лиц – 11,4 триллиона рублей. Даже если представим, что половина из них в реальном секторе экономики, им нужно субсидировать процентную ставку, то это чуть больше 5,5 триллиона рублей. Разрыв – 10%. Но посчитайте, 550 миллиардов нужно. 550 миллиардов, если поддержка в течение года. Если хотя бы на полгода поддержка нужна, то нужно 250 миллиардов, но никак не 20.

Но даёте вы 20 этих миллиардов, ситуацию в экономике ровным счётом никак не изменить. И сейчас вон у КамАЗа падение к прошлому году 41%, и эта тенденция во всех отраслях, которые производят транспортные средства. И тенденция не изменится, если вы эту ключевую проблему не решите.

Вы выделяете огромные средства, которые эту проблему не решат.

Следующее, что мы предлагаем. На самом деле, вы правильно сегодня сказали, Антон Германович, что были меры, которые показали свою эффективность при прошлом кризисе – это поддержка ипотеки, это утилизация, это закупка транспорта, это субсидирование процентных ставок по кредитами, финансирование перевооружения для импортозамещения и, конечно же, для того, чтобы, чего не было в прошлый раз, и что абсолютно сейчас назрело, нужно остановить рост цен на сырьё.

Вот выделяются средства на импортозамещение. Казалось бы, да, рубль опустился, российская продукция стала конкурентоспособной, но в силу того, что замерло кредитование, продукция не производится, а сырьё растёт. Уже цены на металл выросли за квартал на 45%, и тенденция дальше идёт.

Чтобы эта тенденция остановилась и чтобы полностью нивелировался эффект девальвации рубля, и чтобы у нас программа импортозамещения пошла, нужно принять срочные меры. Какие это меры? Мы уже предлагали их, ещё раз предложу. Запретите экспорт лома, введите экспортные пошлины на кокс, железную руду, стальную заготовку. Этим самым мы увеличим разрыв между стоимостью на сырьё внутри страны и за рубежом.

Следующее. Сегодня задавался вопрос: вот сейчас мы затушим пожар, решим проблему, а дальше-то как, будем ждать опять очередного падения цены на нефть, нужно же стратегически решать задачу, как перестроить экономику с сырьевого пути на индустриальный путь. К сожалению, как не прискорбно звучит, ничего такого от Правительства мы сегодня не услышали.

И те меры, которые Правительство сегодня предлагает, они никаким образом эту задачу не решают. Более того, они ещё усугубляют ситуацию.

Ведь всем известно, ну вот, хотя Антон Германович по-другому оценивает, он оптимист, он сейчас говорит, что теперь создаются условия, когда капитал пойдёт в обрабатывающие отрасли, а в сырьевые не пойдёт.

Антон Германович, капитал пойдёт туда, где больше отдача, доходность, где больше эффективность.

Если у нас налоговая система такова, что чем больше добавленной стоимости продукции ты производишь, тем больше налоговая нагрузка, капитал туда не пойдёт, плюс стоимость сырья ещё растёт опережающими темпами.

И, таким образом, в России пойдёт капитал в обрабатывающие отрасли только тогда, когда комбайн производить в России будет дешевле, чем в Канаде, или трактор в Челябинске, чем в Китае.

Пока этого нет, этого не будет. И, к сожалению, бюджет, который вы предлагаете, ровным счётом ничего для этого не делает.

Следующее. Вывод какой. Изменения в бюджет, предложенные Правительством, не решают ни одной из поставленных Правительством задач, как в текущих условиях, так и не соответствуют стратегическим целям государства.

И самое главное, опять, как в 2009 году поддержку получат банки, крупнейшие компании, а платить за всё предлагается населению, пенсионерам, бюджетникам, малому и среднему бизнесу.

Мы, естественно, за такой бюджет голосовать не будем. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International