25 марта Государственная Дума отклонила законодательную инициативу фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Проект федерального закона № 553175-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования налогообложения впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства)" представил один из его авторов Андрей Крутов:
- Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые коллеги!
Прежде всего позвольте вас поблагодарить за готовность рассмотреть этот законопроект в таком внеплановом порядке. Тем более, что, с нашей точки зрения, он имеет важное социальное, экономическое и антикризисное значение. Действительно, с учётом тех кризисных явлений в российской экономике, которые мы с вами наблюдаем сегодня, вне зависимости от того, какими причинами они вызваны либо внутренними нашими проблемами, либо действиями наших внешних конкурентов нам необходим комплекс эффективных антикризисных мер.
Одной из основных целей этих антикризисных мер должно быть сохранение, а лучше преумножение рабочих мест. Для того, чтобы в условиях санкций это сделать, нам необходимо найти точки роста экономики, прежде всего, внутри страны. И мы уверены, что малый бизнес, прежде всего, как нельзя лучше подходит на роль такой точки роста и сектора, где мы можем создать и приумножить рабочие места. Причём сделать это в массовом порядке и относительно дешево, поскольку, как известно, одно рабочее место в малом бизнесе от 10-ти до 100 раз дешевле, чем в среднем или крупном.
Прежде чем приступать к реализации этих антикризисных мероприятий, конечно, надо понять, а что нам нужно для поддержки этого сектора малого и среднего бизнеса, что для нас приоритет, что для нас главное. Мы для себя такой рейтинг проблем составили. На первом месте там налоги и налогоподобные выплаты. На втором месте доступ к финансовым ресурсам, в том числе бюджетным. На третьем месте обеспечение свободы предпринимательства. И на четвёртом месте преодоление административных барьеров. То есть, для того, чтобы нам эффективно решать проблемы малого и среднего бизнеса, нам необходимо кардинальное снижение налогов и фиксация текущих налоговых условий. Дальше, кардинальное облегчение доступа к финансовым ресурсам и исключение всех посредников из этих потоков. И третье это кардинальное обеспечение условий для свободы предпринимательства.
Мы, руководствуясь всем вышесказанным, вместе с рядом коллег из фракции подготовили ещё в прошлом году целый пакет законопроектов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Там речь шла и о расширении доступа к упрощённым режимам налогообложения и о воссоздании полноценной системы государственной поддержки малого бизнеса, и о включении счетов малых предприятий в систему страхования вкладов. И вот тот законопроект, который мы с вами сегодня рассматриваем, он как раз вот об этом главном о налогах.
Суть этого законопроекта очень проста, то есть там два основных положения. Первое это полноценные налоговые каникулы на два года всем субъектам малого предпринимательства: и индивидуальным предпринимателям, и предприятиям в форме юридических лиц.
И мы предлагаем эти налоговые каникулы и для вновь открывающихся индивидуальных предпринимателей, малых предприятий и для уже действующих в данный момент на территории Российской Федерации.
И второе основное положение нашего законопроекта сокращение вот тех самых налогоподобных выплат в виде социальных взносов во внебюджетные фонды. Мы предлагаем, чтобы в совокупности эта нагрузка, с учётом положения нашего законопроекта, не превышала для субъектов малого предпринимательства 17%: 16% в Пенсионный фонд и, соответственно, по 0,5% в соцстрах и медстрах. Это основные положения того, что мы предлагаем.
На самом деле такой подход к поддержке малого бизнеса поддерживается многими и не только самими малыми предприятиями, не только их общественными организациями и объединениями, но и Президент в своём Послании говорил приблизительно об этом. Правительство в своей антикризисной программе кое-какие пункты пытается учесть. И рабочая группа по подготовке заседания Государственного Совета, посвященного поддержке малого предпринимательства, которое, я надеюсь, состоится в ближайшее время, в целом одобряет такой подход. И ряд эффективных губернаторов придерживаются такого же мнения.
То есть, наша задача облегчить кардинально налоговую нагрузку на сектор малого и среднего предпринимательства, пускай даже и пожертвовав некоторыми бюджетными доходами. Тем более, что доходы бюджетной системы, фискальная составляющая, которые мы получаем от сектора малого и среднего предпринимательства, она не такая большая, и сейчас, в условиях кризиса, мы несомненно можем этими деньгами, этими финансовыми ресурсами пожертвовать для создания, сохранения и преумножения рабочих мест в этом секторе экономики.
Некоторое время назад мы с вами приняли правительственный вариант налоговых каникул, но, к сожалению, он чрезмерно ограничивает круг субъектов малого предпринимательства, которые подпадают под его действие. Правительственный вариант налоговых каникул распространяется только на индивидуальных предпринимателей, только в отдельных серых народного хозяйства, таких как социальное обеспечение, производственная деятельность, инновационная деятельность. Кроме того, эти налоговые каникулы вводятся только по решению субъектов Российской Федерации, на их усмотрение.
Поэтому мы подсчитали, что коснуться эти налоговые каникулы могут крайне незначительной части индивидуальных предпринимателей, порядка 5-10 тысяч индивидуальных предпринимателей в год из 3 миллионов 550 тысяч индивидуальных предпринимателей, которые действуют в России на сегодняшний день, это две десятые процента, это крайне мало.
Тем более, что правительственный вариант, к сожалению, не может вернуть в сферу предпринимательской деятельности, в сферу экономической активности практически миллион индивидуальных предпринимателей, которые прекратили свою деятельность в течение последних двух-трёх лет.
В связи с вышеизложенным я предлагаю поддержать наш вариант налоговых каникул, полноценный и полномасштабный.
Спасибо за внимание.