24 марта Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проект федерального закона № 555182-6 "О внесении изменений в статью 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (о невозвратных билетах). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Александр Тарнавский:
Хотелось бы три момента отметить.
Первое. Не всегда Правительство вносит законопроекты, упакованные надлежащим образом. И речь, прежде всего, идёт о пояснительной записке. Мы даже несколько раз предъявляли соответствующие претензии, чтобы был стандарт пояснительной записки.
Хочу справедливости ради отметить, что в этот раз пояснительная записка подготовлена на пятёрку. Объёмная, полная, максимально содержащая информационный материал, которая даёт полное понимание ситуации. Поэтому в этом вопросе Правительству спасибо. Я считаю, что иногда нужно тоже такие вещи говорить, а не только Правительство ругать.
Вторая позиция. Тема возвратных и невозвратных билетов в рыночной экономике достаточно понятна, ничего тут особенного нет. И реализуя эту идеологию, я думаю, что РЖД, как и любая другая компания, будет пользоваться теми наработками, которые есть и в отечественной и в мировой практике, они, в общем-то, общеизвестны, и думаю, что здесь выдумывать ничего не надо, технология, в общем, понятная.
Но вот самое главное, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что если в условиях конкурентных взаимоотношений компания строит свою политику в отношении возвратных и невозвратных билетов по одной идеологии, то мы имеем в данной ситуации дело фактически с госкомпанией, с госмонополией, тем более сейчас в условиях кризиса.
И смысл здесь следующий. Вот вчера, к примеру, на заседании бюджетного комитета, когда обсуждались вопросы, коллеги мои вполне справедливо ставили вопрос: а как сокращать издержки в госкомпаниях, а как уменьшить там зарплату топ-менеджмента и другие расходы, как нарастить доходы, в том числе в РЖД.
И когда мы берём пояснительную записку, и читаем, что в результате того, что отсутствуют невозвратные билеты, РЖД получает 344 миллиона рублей в плюс, но при этом теряет 4 миллиарда 503 миллиона рублей, то возникает простая схема, где найти 4 миллиарда 100 миллионов рублей. Очень просто ввести возвратность билетов. Вчера и Силуанов обсуждал эту тему на бюджетном комитете. Поэтому и в пятницу мы это будем обсуждать.
Очень простая как бы установка, которая сейчас реализуется при изменении бюджета сократили на 10 процентов по каждой статье расходов, а внутри распорядители этих расходов сами решают, что сократить.
Поэтому, поскольку РЖД у нас подпитывается из бюджетаповторю то, что говорил Николай Коломейцев. В итоге РЖД де-факто предложит перейти на невозвратные билеты, тем самым обеспечив экономию вплоть до 4 миллиардов 100 миллионов рублей в условиях тяжелой экономической ситуации.
В итоге всё это ляжет на плечи рядовых граждан потребителей услуг.
Вот в этом основная проблема, и поэтому дважды заданный мной и Сергеем Ивановым по этому поводу вопрос, поскольку в таком виде законопроект пойдет, боюсь, что по этому пути, про который я сказал, и в этой связи наши вопросы и к Правительству, потому что законопроект слишком общий, наши вопросы и к членам Комитета по транспорту, то есть и Валерию Зубову, который является коллегой по фракции, почему комитет единогласно поддерживает такую норму, которая даст возможность пойти по упрощенному пути, вплоть до 100 процентов перейти на невозвратность билетов, и никаких барьеров для этого нет.
Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в такой редакции этот законопроект не будет поддерживать. Если он будет принят, есть разные формы, как его дорабатывать, к примеру, установить 50 процентов и не более должно быть невозвратных билетов, либо другой вариант, но в условиях понимания того, что мы находимся в кризисе, надо искать деньги, повторюсь, это самый легкий путь для нашей монополии, уйти на невозвратность билетов, тем самым сэкономив вроде бы определенные средства, но гражданам нашим от этого станет не легче.