На пленарном заседании Госдумы 17 марта от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Иринчей Матханов:
Уважаемый Сергей Евгеньевич (С.Е. Нарышкин, Председатель ГД РФ Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!
Результаты деятельности любой системы здравоохранения оцениваются по показателям здоровья нации и по демографическим показателям.
Для начала вспомню небольшую шутку, которая ходит среди главных врачей у нас в глубинке. Россия, глубинка, звонок в Центральную районную больницу в администрацию: "Вы что, с ума сошли? Устроили митинг без нашей санкции?". "Да это не митинг, это запись в стационар идёт. Уже на сентябрь записываем".
Но перейдём к здравоохранению и проводимой Правительством реформе. Как отметил в своём Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года Владимир Путин, в начале 2000-х годов эксперты ООН предрекали нам дальнейший демографический спад. По прогнозу ООН население нашей страны к концу 2013 года должно было сократиться до 136 млн человек. Но на 1 января 2014 года население России составило почти 144 млн человек, на 8 млн больше прогноза ООН.
Мы все помним тяжелейшую демографическую ситуацию в нашей стране после кризиса 2008-2009-х годов. И руководством страны в 2011-м году были приняты решительные меры, которые позволили остановить процесс вымирания населения.
Напомню, в 2001 году в государстве расходы на здравоохранение были увеличены на 14%. И что же в результате? Смертность только за один год сократилась на 100 тыс. человек, и рост численности превысил смертность, а продолжительность жизни граждан увеличилась с 68 лет в 2009 году до 70 лет в 2011 году. Смертность от туберкулёза сократилась на 7,4%, от болезней системы кровообращения на 6,2%, от онкологических заболеваний на 1%, сократилась и младенческая смертность. Но, к сожалению, цель, поставленная в указе № 600, подписанном Владимиром Путиным 7 мая 2012 года, увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет к 2018 году, может быть и не достигнута.
По оперативным данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за 12 месяцев 2014 года общий коэффициент смертности не снизился, как это происходило последние 8 лет, и составил 13,1 случай на тысячу населения, то есть оставался на уровне прошлого года. Мы не видим роста, но не видим и уменьшения смертности.
Что же происходит с нашей системой здравоохранения, которая когда-то была признана самой лучшей в мире и рекомендована Всемирной организацией здравоохранения для внедрения во всех странах? Увы, это было давно, сегодня наше здравоохранение переживает не самые лучшие времена.
Недостаточное внимание со стороны государства профилактике заболеваний. Да, наши медицинские учреждения постоянно отчитываются о проведении диспансеризации населения, но при нынешней ситуации в здравоохранении, мы считаем, верить этим цифрам нельзя. Объединение поликлиник и сокращение врачей привело к росту очередей, больные не могут попасть к врачу, что уж говорить об условно здоровых. Они просто не пойдут, чтобы не тратить время в очередях. Возможно, чиновники Минздрава делают свои выводы на основании посещения каких-то особых клиник, но достаточно приехать в любой регион, даже в Московскую область, и картина меняется.
Конечно, чтобы привлечь специалистов в регионы, тем более отдалённые, им необходимо обеспечить достойное существование. Приведу только некоторые цифры. Дефицит расходов на программу бесплатного оказания медицинской помощи составит почти 30% или 37% с учётом увеличения оплаты труда медицинских работников. И это только в случае, если средства на программу государственных гарантий поступят в запланированном объёме. Дополнительные расходы 2015 года связаны, во-первых, с прогнозируемой в 2015 году инфляцией 12,2%, с девальвацией рубля, с необходимостью оказания помощи более чем двум миллионам новых граждан России.
Приведённые цифры означают, что 4 месяца 2015 года не будут обеспечены гарантией бесплатной медицинской помощи. И уже этим летом государственные медицинские учреждения начнут сокращать расходы на неё. Это вынужденная мера. Можно также прогнозировать и увеличение потока пациентов в лечебные учреждения. На этом фоне уже существующие базовые проблемы будут только усугубляться. Уже сегодня врачей участковой службы в 1,6 раз меньше расчётного норматива, при этом 30 процентов из них старше пенсионного возраста. И в самое ближайшее время начнётся их отток из отрасли.
Объём высокотехнологичной медицинской помощи в 2014 году был в три раза ниже, чем в странах ЕС, и прогнозируется нарастание дефицита этой помощи в 2015 году к уже существующему дефициту. Ухудшается само качество медицинской помощи. В настоящее время показатели качества и безопасности этой помощи в 3-4 раза ниже, чем в странах ЕС. Ослаблена система базовой подготовки медицинских работников, отсутствует непрерывность медицинского образования, отсутствует система управления комплексной медицинской помощью. Всё это неизбежно приведёт к росту смертности в стране. По расчётным данным ожидается увеличение смертности от 300 до 500 тыс. человек. Вы только вдумайтесь, мы будем дополнительно терять полмиллиона человек. Это в мирное время и благодаря только некомпетентной реформе здравоохранения.
Надо признать, что проводимая Правительством реформа привела к коллапсу в системе медицинской помощи в стране. Если срочно не принять меры, доступность и качество медицинской помощи упадёт до критического предела на фоне падения реальных доходов населения и роста важнейших статей семейного расхода. Это представляет серьёзную угрозу и стабильности в стране.
В качестве примера приведу некоторые показатели с 2012 по 2013 год. Обеспечение коечных фондов сократилась на 6%, в Москве на 30%. Обеспеченность врачами участковой службы сократилась на 8%, в Москве на 11%. Объём платных услуг возрос на 31%, в Москве в два раза.
Проблема здравоохранения связана не только с недофинансированием, это проблема и неэффективного использования государственных средств. По предварительным расчётам, для стабилизации ситуации в отрасли на уровне 2014 года потребуются дополнительные средства 597 млрд рублей. Это без учёта повышения оплаты труда медицинского персонала в соответствии с указом Президента. При этом из федерального бюджета потребуется не менее 300 млрд рублей. Остальные средства за счёт сокращения неприоритетных расходов и экономии внутри отрасли. Резонно возникает вопрос где при дефицитном бюджете взять дополнительные деньги?
Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", не увидели в представленном на рассмотрение Государственной Думы бюджете 2015 года правильной расстановки приоритетов, поэтому мы голосовали против.
Сегодня огромные деньги выделяются на строительство новых электростанций, при этом потребление электроэнергии сокращается. Огромные средства на строительство и обустройство железной дороги, но перевозки железнодорожным транспортом сокращаются. И если наше Правительство не поменяет политику, то очень скоро, может быть, прогнозы ООН начнут сбываться. По железным дорогам будет некого возить, а электроэнергию некому употреблять. Это грустный прогноз.
Но критическая ситуация в российском здравоохранении не позволяет делать другие выводы. Для спасения российского здравоохранения требуются срочные меры. И мы предлагаем ввести антикризисное управление: выделить приоритетные направления для действий, обеспечение бесперебойного оказания экстренной медицинской помощи в стационарах, осуществление постоянного мониторинга наличия необходимых расходных материалов, кровезаменителя и других. Для решения проблемы доступности экстренной медицинской помощи необходимо развернуть отделения скорой медицинской помощи при стационарах, чтобы одновременно способствовать эффектам в использовании коечного фонда. Обеспечение доступности в России первичной санитарной помощи. Для этого в поликлиниках должно быть достаточное число врачей для оказания помощи всем обратившимся.
Мы требуем немедленно остановить сокращение врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях, принять экстренные меры к привлечению медицинских кадров в первичное звено. Обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи на заявленном уровне, примерно 650 тысяч пациентов. Для этого необходимо восстановить финансирование всех статей расходов федеральных учреждений, оказывающих такую помощь, за счёт средств федерального бюджета и увеличить тарифы ОМС до уровня, покрывающего себестоимость её оказания. Обеспечение доступности и качества лекарственных средств, приобретаемых как за счёт государственных средств, так и самим населением.
Необходимо постоянное взаимодействие с населением органов управления здравоохранением всех уровней. Каждая жалоба населения должна быть рассмотрена и по ней приняты корректирующие меры. Необходимо прекратить попытки возложить на население дополнительные расходы в связи с сокращением государственных расходов. Создать комиссию по каждому из этих направлений из опытных организаторов здравоохранения по профилю. Проводить регулярный мониторинг ситуации и анализ жалоб пациентов. Руководители органов управления здравоохранением в регионах должны нести персональную ответственность не только за мониторинг ситуации, но и за обеспечение стабильности в отрасли, регулярно отчитываться перед населением, принимать оперативные корректирующие меры в ежедневном режиме и, безусловно, пересмотреть объём финансирования самой системы здравоохранения, выделив её как приоритетную для всей страны.
Уважаемые товарищи, депутаты, надеемся на вашу поддержку. Спасибо.