О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Галина Хованская: "Аварийка" – наш национальный позор, с которым надо заканчивать

16 марта 2015

 см. также ↓

Председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская рассказала, как решаются проблемы, которые, по данным соцопросов, больше всего волнуют россиян.

– Галина Петровна, недавно Госдума по инициативе депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" продлила срок бесплатной приватизации жилья ещё на год. Но идет и встречный процесс – в стране есть желающие вернуть жильё в муниципальную собственность. Чем это обусловлено?

– Законопроект СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ предлагал продлить срок приватизации жилья на три года. Но в результате компромисса Госдума проголосовала за годичное продление. Как говорится, дали нам на год передышку. Однако это не решит, например, проблемы детей сирот. Поэтому мы с коллегами внесли законопроект, который даже после окончания срока всеобщей приватизации позволит такой категории граждан, как дети-си – роты, в полной мере реализовать их жилищные права, сделать выбор – продолжать пользоваться социальным наймом или оформить жилье в собственность. Надеюсь, за год мы успеем провести этот законопроект

– Вторая категория граждан, права которой не будут обеспечены в связи с окончанием срока приватизации, – старые очередники. Те, кто встал на учет еще до принятия новой редакции Жилищного кодекса в 2005 году. Это люди, которые стоят в очереди на получение жилья от 10 до 30 лет. Мы считаем, что перед ними государство не выполнило обязательства по предоставлению им жилья с правом на последующую приватизацию. Наши оппоненты говорят, что эти очередники относятся к категории малоимущих. Что это инвалиды и пенсионеры, которые сами нуждаются в поддержке государства. Мол, им не потянуть бремя собственности, которая предполагает существенные затраты на её содержание. Особенно учитывая то обстоятельство, что сейчас введен обязательный взнос на капитальный ремонт многоквартирных домов. Для собственника жилья, например, в Москве – это 15 рублей с квадратного метра. "Кусается" цена вопроса, если умножить на общий метраж даже средней квартиры.

Кроме того, по Москве и Санкт-Петербургу с 2015 года введен налог, который будет рассчитываться, исходя из кадастровой стоимости жилого помещения, которая близка к рыночной.

Собственнику надо свое жилье страховать. Да, это не обязательно, но случись что – тебе никто ничем не обязан. В общем, если некому помочь, если нет в семье лиц, заинтересованных оставить эту квартиру в собственности, тогда нет никакого смысла в приватизации. Но дело в том, что пока люди стояли в этой длинной очереди, у них выросли дети, и они готовы справляться с обязанностями собственника жилья.

А встречный поток желающих деприватизировать свои квартиры как раз и обусловлен теми нагрузками, в основном, финансового характера, о которых я сказала. Людям, которые не в состоянии или не хотят по другим причинам нести это бремя, надо дать возможность деприватизировать свои квартиры.

– Капитальный ремонт многоквартирных домов за счет собственников жилья становится реальностью. Законом предусмотрены два альтернативных варианта накопления средств. То есть справедливость соблюдена?

– Действительно, существуют два формально равноправных варианта накопления средств на капитальный ремонт: один – в "общем котле", другой – на спецсчете. Но это только формально. На деле в регионах граждан либо не информируют об альтернативе, либо запугивают тем, что деньги на спецсчете пропадут. Их всех, по сути, запихивают в "общий котел". Остаются только активные дома, ЖСК и ТСЖ, где граждане все-таки выбирают спецсчет.

И вот сейчас все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы граждане не боялись собирать деньги именно на свой дом. Ведь это естественно – я хочу ремонтировать свой дом, а не дом соседа. И по Гражданскому кодексу так положено – собственник несет бремя содержания имущества.

В свое время Премьер-министр поддержал меня, и в законе появилась альтернатива – спецсчет, иначе бы сейчас вся Россия была в "общем котле". Причем норма "общего котла", с моей точки зрения, нарушает требования Гражданского кодекса. "Общий котел" нужен тем, кому наплевать на свой дом, кому ничего не интересно. Деньги таких собственников можно направить в "общий котел", пусть ими распоряжается региональный оператор.

Кроме того, при нынешнем уровне инфляции и дефиците бюджетов такая система может в любой момент рухнуть. Люди начинают понимать, что такое "общий котел", начались отказы от уплаты взноса на капремонт.

А второй вариант, который соответствует Гражданскому кодексу и Конституции, стимулирует человека быть собственником своего жилья. Но и здесь есть серьёзная проблема, требующая решения. Когда гражданин открывает счет в банке, который входит в систему страхования вкладов, то есть гарантия, что в случае банкротства банка ему вернут деньги в пределах 1 миллиона 400 тысяч рублей. Но если спецсчет для накопления средств на капремонт открывают ТСЖ, ЖСК, управляющая организация или региональный оператор, то страхование не предусмотрено, поскольку они являются юридическими, а не физическими лицами. Хотя на самом деле это деньги конкретных лиц, собственников конкретных квартир.

Надо решить проблему, как застраховать этот спецсчет, чтобы граждане не боялись, что их деньги пропадут, если банк обанкротится. А такое было в 1998 году с накоплениями в ЖСК, у людей память хорошая. Кроме этого, для серьёзного ремонта люди не успеют накопить необходимые средства в короткие сроки. На совещании Правительства 2 февраля Медведев одобрил моё предложение о разработке механизмов льготного кредитования капитального ремонта многоквартирных домов на длительный срок.

– Считается, что введение обязательного лицензирования на управление многоквартирными домами оградит собственников жилья от недобросовестных управляющих компаний. Но в ходе реализации проекта партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ "За справедливость в ЖКХ" выяснилось, что значительное число ассоциаций и других объединений собственников жилья выступают против такой нормы закона. Чем это вызвано?

– Я тоже противник этой нормы. Единственный положительный момент в лицензировании управляющих организаций – это требование сдачи экзаменов на знание Жилищного кодекса, что хоть немного повысит их профессиональный уровень. Сейчас не управляющие организации "жируют", а ресурсоснабжающие организации. Они всячески норовят выставлять счета не по факту потребления, а по нормативам, которые рассчитаны по старой методике и часто завышены. Особенно злоупотребляют этим поставщики тепла. В результате дело доходит до необоснованных банкротств управляющих организаций. Но я знаю случаи, когда отдельные председатели ТСЖ и ЖСК всё же выигрывали иски у тепловиков на десятки миллионов рублей. Представляете, какие масштабы?

– Каковы перспективы ликвидации аварийного жилья в стране и вообще решения жилищной проблемы?

– "Аварийка" – это наш национальный позор, с которым надо заканчивать. Но эта проблема по стране не будет решена даже до 2017 года. Сейчас финансирование расселения граждан из аварийного жилья идет по двум направлениям: из средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ и из бюджетов субъектов РФ. Сложность в том, что хотя нам и удалось законодательно уменьшить долю софинасирования регионов, нагрузка для многих из них всё равно неподъёмная. С этой проблемой справляются пока Москва и десяток регионов-доноров.

Но есть и подвижки в решении жилищной проблемы. С 2005 года я предлагала идею некоммерческого найма. И вот через 9 лет создана по крайней мере законодательная база. Сейчас нужно добиться внесения поправок в Налоговый кодекс о льготах для застройщиков, иначе это не будет работать. Интерес к некоммерческому найму жилья очень велик, в основном, со стороны людей с небольшими доходами, но не являющихся малоимущими. Это так называемый средний класс: бюджетники, молодые семьи, которые с удовольствием снимали бы жилье у муниципалитетов, государства и некоммерческих организаций по ценам ниже рыночных.

– Насколько ниже рыночных?

– Будет административное регулирование цен в таких домах. Цена будет меняться только в зависимости от уровня инфляции. В Москве стоимость некоммерческого найма может составлять 50% от рыночной цены, во Владимире или Иванове – 80%. Но в любом случае выгоднее иметь дело с государством или с муниципалитетом, чем с бабой Маней, которая завтра может указать жильцам на дверь, найдя более выгодного клиента.

Если эта система заработает, то она даст возможность молодым семьям не отдавать весь доход за наем квартиры, а при желании накопить на собственное жилье. Это еще и возможность мобильного перемещения граждан в условиях кризиса. В этом заинтересованы руководители крупных развивающихся предприятий, которые приглашают специалистов с семьями на длительный срок из других регионов. Им очень нужно такое жилье, и они готовы участвовать в софинансировании этого строительства. Налоги бы снизить и еще льготные кредиты дать. Некоммерческий жилищный фонд должен был появиться у нас в стране еще лет десять назад, потому, что проблема жилья – одна из самых главных.

Источник: Газета "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International