Александр Тарнавский: нельзя финансировать за счет государства произведения искусства сомнительного свойства
см. также ↓Заместитель председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, депутат фракции "СР" Александр Тарнавский прокомментировал обращение общественного совета Минкультуры РФ к руководству Союза театральных деятелей РФ с просьбой разработать этическую хартию:
Почему у нас не удается создать такую систему? А потому, что в свое время страна от жесткого прессинга, которым мы были опутаны в советские годы, ушла в другую крайность – к абсолютной свободе. Вот и многие творческие люди почувствовали вкус к этой абсолютной свободе, когда можно делать все, что угодно, и тебя ни за что не накажут. Но мне кажется, общество уже "наелось" всем этим и начинает понимать, что какие-то ограничители и в сфере искусства, масс-медиа быть должны.
Конечно, главный ограничитель – это сам человек, творец культуры, который внутри своего творчества создает определённые рамки, за которые старается не выходить. Это, конечно, идеальная ситуация, когда творческий деятель сам себя регулирует и понимает, что корректно, приемлемо, пристойно в искусстве, а что – нет. А жёсткие административные или уголовные нормы, мне кажется, могут вновь завести нас в крайности, и я думаю, нужно по возможности стараться их избегать. Об этом можно говорить, но это сейчас не главное. Мне кажется, сегодня нужно использовать методы убеждения, публичного обсуждения тех или иных произведений. Надо разговаривать, дискутировать, поскольку гражданское общество – это общество, основанное на поиске компромиссов, на ведении широкого диалога. Сколь бы ни был индивидуален творческий человек, он не должен полностью замыкаться в себе, в своем художественном мире, а должен общаться с общественностью и своими коллегами по искусству, знать и анализировать их мнение о своём творчестве.
В конечном итоге важно следующее. Если человек творит сам, на свои деньги или на деньги спонсоров, меценатов, у него намного больше возможностей для манёвра и свободы художественного самовыражения. Если же он создает свои произведения за бюджетные деньги, к примеру, по заказу Минкультуры, то требования к нему со стороны общества должны быть на порядок более жёсткими, ведь создаются эти произведения за наши с вами, народные деньги. Я недавно прочитал интервью Владимира Урина, директора Большого театра, где он объяснял, почему там сегодня не ставят экспериментальных спектаклей. Люди приходят, и просто не понимают таких постановок, а между тем руководство театра должно быть уверено, что публика на спектакли будет ходить и зал будет заполнен. Финансировать за счет государства нужно только то, что люди понимают и принимают. Недопустимо пускать бюджетные средства на создание произведений сомнительного свойства, которые находят отторжение у зрителя. И здесь позиция Минкульта и его Общественного совета должна быть максимально жёсткой. Необходимо активно обсуждать замыслы авторов произведений, претендующих на госфинансирование, чтобы понимать отношение к ним представителей широких слоёв нашей общественности.
По материалам источников: Regions.ru