О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Василий Швецов о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц

18 февраля 2015

 см. также ↓

18 февраля Государственная Дума в первом чтении отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – проект федерального закона № 550945-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц". От фракции выступил соавтор данного законопроекта Василий Швецов:

– Уважаемые депутаты!

Концепция рассматриваемого законопроекта в том или ином виде озвучивается уже на протяжении многих лет. Но, к великому сожалению, тот абсолютно неприемлемый уровень расслоения и социального неравенства в обществе, который мы имеем сегодня, видимо совершенно не волнует ни политическую, ни экономическую элиту. Если раньше многие проблемы решались при помощи нефтедолларов, что позволяло худо-бедно справляться со многими проблемами, в том числе и с протестными настроениями, то сегодня в тяжелейшей экономической ситуации этот инструмент оказался неработоспособным. Но, несмотря на это, понимания политико-экономическими элитами того, что остро назрела необходимость серьезного социального компромисса, так и не появилось. А ведь без такого компромисса дальнейшее развитие ситуации может привести к непредсказуемым последствиям. Ведь сейчас мы проходим то тяжелейшее экономическое испытание, когда по опыту многих ныне развитых европейских стран может быть заново начато строительство действительно социального государства. Так было в Швеции, Великобритании, Германии и т.д.

К сожалению, мы видим отрицательное заключение и Правительства, и профильного комитета на рассматриваемый законопроект. Это значит только одно, что олигархическое лобби прочно удерживает свои позиции на всех уровнях власти и никаким образом не хочет делиться ни привилегиями, ни прибылями, даже в этой очень непростой для страны ситуации. Да оно и понятно, те, кто привык к сверхпотреблению, их интересы уже давно не связаны с Россией, их интересы на Западе, там учатся дети, там они готовят плацдарм для дальнейшей безбедной жизни, а здесь, в России только бизнес, эксплуатация дешевой рабочей силы, выкачивание природных ресурсов. Только вот национально-ориентированная политическая и экономическая элита не может отворачиваться от собственного народа. Необходимо понимание того, что если я здесь живу и веду свой бизнес, то проблемы рядового труженика, проблемы народа этой страны – это и мои проблемы, а не так как сейчас – чем сильнее народ затягивает пояса, тем толще карманы у власть имущих, олигархов, монополий.

Предлагая прогрессивную шкалу подоходного налога с такими либеральными, можно сказать, параметрами, очевидно, что этой градацией ни в коем случае не будет затронут средний класс. Более того, многие эксперты сходятся в мысли, что эта градация в нынешних условиях должна быть более жесткой. Однако установление той или иной градации, это не вопрос концепции законопроекта, а вопрос уточнений ко второму чтению. Более того, нужно четко понимать, что одна из основных целей этого предложения – не "обобрать" богатых людей, а стимулировать их оставлять прибыль в распоряжении предприятий и направлять эти средства на развитие бизнеса, а не на получение сверхдоходов с последующим выводом за границу. А именно этому способствуют все созданные сегодня условия, которые, фактически, прямо противоположны интересам государства и народа.

Целью законопроекта является так же стремление к европейскому уровню децильного коэффициента (соотношения доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных). В России официально он составляет 16,2, хотя в действительности значительно больше, в то время, как в европейских странах считается нормальным коэффициент, равный 5-6. Это соотношение является нормальным балансом, который, с одной стороны, стимулирует экономическую активность предприимчивых людей, с другой стороны, не дает бедным опускаться в яму нищеты и, что очень важно, является одним из обязательных условий развития экономики за счет обеспечения высокой покупательской способности населения.

Давайте посмотрим, какие возражения дал профильный Комитет.

"Подобное решение создало бы неравные условия налогообложения, которые противоречили бы "требованиям конституционного принципа всеобщности и равенства налогообложения".

Коллеги, я хотел бы поинтересоваться у членов Комитета, в какой статье Конституции России они нашли "конституционный принцип равенства налогообложения"?

В Конституции РФ записано:

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 57 гласит:

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

А устанавливаем эти налоги и сборы мы здесь, в Государственной Думе Российской Федерации.

Еще один момент из возражений комитета.

"Несмотря на многочисленные модификации шкалы налоговых ставок, к концу 90-х годов неэффективность действовавшего порядка подоходного налогообложения физических лиц... в значительной степени обусловила переход к единой налоговой ставке".

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ неоднократно пыталась объяснить, что прогрессивная шкала налогообложения – это инструмент, которым надо уметь пользоваться. Если вы попытаетесь молотком забить гвоздь и десять раз попадете себе по пальцам, не следует обвинять в этом молоток.

Так и с прогрессивной шкалой. Неэффективность, о которой заявляет комитет, была обусловлена прежде всего тем, что прогрессия начиналась с людей, которые с трудом дотягивали даже до разряда среднего класса. Не буду рассказывать всю историю этого закона. Напомню только, что последний вариант, действовавший с 1 января 2000 года, предусматривал прогрессивную шкалу с доходов, превышающих 50 тыс. руб. в год, при средней зарплате в тот период порядка 24 тысяч рублей в год. В то же время, люди видели, что самые богатые используют как законные, так и незаконные методы ухода от налогов и обогащения при полной бесконтрольности и попустительстве органов государственной власти. Такое положение естественно вызывало протест населения, которое стало в массовом порядке скрывать свои доходы.

С недоумением приходится читать и слышать комментарии некоторых наших коллег по данному вопросу, что в случае принятия этого закона чуть ли ни миллионы людей выйдут на улицы, на Красную площадь с протестами, будут жечь покрышки. Мне бы очень хотелось посмотреть, что это за "миллионы людей".

Коллеги, ну прежде чем заявлять такие глупости, сделайте элементарный анализ, какого количества людей это коснется. Нами получены данные по доходам богатейших людей в Москве. Давайте посмотрим на ситуацию на примере Москвы.

По данным УФНС по г. Москва, в 2013 году доходы от 6 млн руб. в год получили 8235 человек при населении Москвы больше 11 млн. Общая сумма их доходов составила 545 млрд рублей.

Так о каких миллионах людей мы говорим?

Если вам, уважаемые коллеги не нравится эта граница, давайте начнем с 12 млн руб. в год. Тогда количество налогоплательщиков, которых затронет закон, составит всего 4229 человек с доходами 508 млрд рублей.

Если и это не понравится, давайте сделаем нижнюю границу 50 млн рублей. Тогда по прогрессивной шкале заплатят 1274 человека с доходом 455 млрд рублей.

Если и в этом случае вы будете возражать, то мы согласимся на 100 млн руб. годового дохода, под которые попадет 667 человек с доходом 412 млрд рублей.

Вы, конечно, можете отвергнуть все наши варианты. Только вот абсолютно очевидным становится в этом случае, чьи же интересы вы защищаете, народа этой страны или узкой прослойки, которая паразитирует на экономике России.

Кстати, уважаемые коллеги, когда эти 600 недовольных налогоплательщиков, сумма доходов которых сопоставима с расходами федерального бюджета на образование, соберется на Манежной площади жечь покрышки, дайте знать. Мне бы очень хотелось посмотреть на это зрелище.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International