Заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Олег Нилов внес в ГД проект федерального закона № 718963-6, предусматривающий отмену 166 статьи Уголовного кодекса РФ "Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения".
Принятие документа, уверен депутат, позволит значительно ужесточить наказание в случае угона автомобиля и привлекать преступников к реальной ответственности по статье 158 УК РФ "Кража". В настоящее же время автомобильные воры, если они еще не успели продать автомобиль и были пойманы после угона, получают более мягкое наказание по статье 166 УК РФ, настаивая на том, что не имели корыстных мотивов. Поэтому в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что угон автомобиля по своей правовой природе является кражей и выделение "завладения без цели хищения" в отдельный состав преступления – это всего лишь возможность для преступника избежать более строгого наказания.
Так, статья 166 УК РФ за неправомерное завладение автомобилем без цели хищения предусматривает штраф до 120 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо арест до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 5 лет. В то же время п. 4 "б" статьи 158 УК РФ "Кража" предусматривает за кражу в особо крупном размере (а стоимость угоняемых машин по большей части составляет несколько миллионов рублей) лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом до 1 млн рублей.
Наличие 166 статьи УК РФ, как считает парламентарий, напрямую влияет на тенденцию увеличения числа угонов, так как зачастую автомобильным ворам назначают условное наказание, и они снова совершают преступления.
"Статистика по угонам сегодня более чем печальная, причем ситуация не меняется десятилетиями, – сообщил Олег Нилов. – Осужденными же становятся лишь единицы: большинство отделывается "легким испугом", успешно доказав, что угон был совершен с "невинной" целью покататься, а вовсе не с умыслом перепродать машину. Эта лазейка в законе помогает злоумышленникам выйти сухими из воды. Количество выходов на "большую дорогу" в кризисные времена, к сожалению, значительно увеличивается".
По словам депутата, не желая нести убытки в связи с этим, страховые компании перекладывают возможные издержки на автовладельцев через увеличение платежей за страховые полисы. Они мотивируют это низкой раскрываемостью преступлений (в Санкт-Петербурге, например, раскрываемость по угонам равняется приблизительно 3% от общего числа случаев) и многомиллиардными суммами, которые выплачивают страховщики.
По мнению Олега Нилова, в этой ситуации в любом случае страдают автолюбители. "В Санкт-Петербурге, к примеру, потери граждан составляют более 2 млрд рублей. Тем из автолюбителей, кому удалось получить страховку за украденное имущество, выплачивают в лучшем случае не более трех четвертей от стоимости автомобиля (с учетом износа и оценки в интересах страховщика), даже если его украдут на следующий день после покупки в салоне", – отметил депутат.