20 января Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проект федерального закона № 652159-6 "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Андрей Руденко:
Коллеги, я хочу к вам обратиться с просьбой, давайте всё-таки обсуждать тему законопроекта. Я внимательно слушал Наталью Викторовну Бурыкину (председатель комитета ГД по финансовому рынку, фракция "Единая Россия" Прим. ред.), у меня многие вопросы снялись, хотя я тоже колебался в необходимости принятия этого законопроекта. Сразу хочу сказать, что фракция проголосует "за", потому что мы поддерживаем позицию по внедрению саморегулирования в России.
И хотел бы сказать следующее. Совсем недавно наша фракция вносила закон о национальных объединениях, где было сказано, что различными ведомствами внесено более 900 различных законов, постановлений и тому подобного. Каждый может регулировать системы СРО, как ему захочется.
Вот взять, к примеру, этот законопроект. Центробанк захотел отрегулировать, ввести саморегулирование в таких сферах как микрофинансовая организация, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и так далее. Почему? Да потому что мы сами наделили Центробанк такими полномочиями, сделали из него мегарегулятор. С функциями этими не он справляется. Председатель Центробанка, которая пришла новая, пытается скорректировать штатные единицы Центробанка, бюджет Центробанка урезать. А в связи с тем, что он мегарегулятор, надо его раздувать.
В этом и есть целесообразность того, чтобы передать все эти управленческие функции на следующий уровень, на уровень саморегулируемых организаций. Только надо это создавать не централизованно, как Центробанк создаёт. То есть две организации, а фактически у нас названо там порядка 12, по-моему, позиций это ломбарды, микрофинансовые организации и так далее, и всего у нас будет 24 саморегулируемых организаций, в которые хотят запихнуть весь этот большой рынок. Это неправильно.
И приятно, что комитет поддерживает данную позицию. Я читал внимательно заключение Комитета по собственности, там тоже такие же очень большие опасения высказаны, и они достаточно профессионально подошли к заключению на данный законопроект.
Поэтому, коллеги, я хотел бы, чтобы существовала та модель саморегулирования, которую мы с вами создали в 2007 году, приняв 315-й законопроект. Да, она была сформирована без учёта мнения профессионального сообщества, а такие вещи надо всё-таки формировать с учётом мнения профессионального сообщества.
Мы отдали на заключение данный законопроект. И наши профессионалы выдали те опасения, которые в этом законопроекте есть, мы их будем формировать ко второму чтению в виде поправок. Я думаю, что комитет нас тоже поддержит, потому что у нас точки зрения совпадают.
Но хотел бы сказать вам следующее, что всё-таки нужно на второй этап формирования модели саморегулирования переходить уже с учётом мнения профессионального сообщества. Надо собирать "круглые столы", надо использовать больше тех рычагов, которыми обладает наша Государственная Дума. Потому что всё-таки пока это спонтанно внесённый Центробанком законопроект, откорректированный нашими уважаемыми коллегами, я думаю, что ко второму чтению мы его ещё "причешем", но, поверьте, достаточно серьёзные институты там находятся.
Давайте посмотрим глубже. А это же у нас входит и Союз страховщиков, у нас входят негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации, банки. То есть в этот институт запихивается практически всё, что подчиняется Центробанку. Поэтому раздел этого СРО должен быть нами откорректирован как законодателями очень тщательно, и мы очень внимательно должны к этому подойти.
Даже предлагаю Комитету всё-таки провести, может быть, "круглый стол" с участием профессионального сообщества, чтобы внести все поправки ко второму чтению.
Поэтому мнение нашей фракции заключаются в том, что не надо лепить таких сырых, быстрых законов, мы понимаем, что мегарегулятору Центробанку надо как-то раздавать свои полномочия, но надо это делать с учётом мнения профессионального сообщества.
И, как я уже сказал, фракция поддерживает данный законопроект, мы всегда поддерживаем развитие модели саморегулирования. Но почему поддерживаем модель саморегулирования? Потому что это упраздняет многие государственные функции.
Только что мы с вами говорили, все фракции говорили: плохое министерство, плохое ведомство и так далее. Почему? Потому что они далеки от профессиональных участников рынка. Они не могут разработать те стандарты, по которым рынок живёт.
Возьмите стандарты, по которым развивается Западная Европа. Она давно уже цивилизованно развивается. Каждый школьник у нас знает, что такое стандарты. Я задавал в своё время вопрос, когда ещё был Минэк, Белоусову (А. Р. Белоусов, помощник Президента РФ, в 2012-2013 гг. Министр экономического развития РФ – Прим. ред.): скажите, пожалуйста, когда начнёте разрабатывать стандарты?
Он на меня посмотрел и говорит: вы знаете, я 10 лет занимаюсь этим. Говорит, вот кто бы разработал эти стандарты, я с удовольствием ему деньги бы заплатил.
Ну, так давайте развивать нашу страну, не будем мы вот этими серыми в ушанках и медведей гонять по улицам.
Поэтому наша позиция заключается в том, чтобы поддержать этот законопроект, но значительно его доработать, потому что там задействован большой, очень большой рынок, который коснется практически всех граждан Российской Федерации. Спасибо за внимание.