Доклад Сергея Миронова на 10-й Общероссийской конференции "Перспективы развития инженерных изысканий в строительстве в Российской Федерации"
см. также ↓Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов выступил с докладом перед участниками прошедшей в Москве 3 декабря 10-й Общероссийской конференции "Перспективы развития инженерных изысканий в строительстве в Российской Федерации":
Дорогие друзья! Спасибо за приглашение на столь представительную конференцию. Как инженер-геофизик рад обращаться к вам, как к коллегам.
Изыскания в строительстве стали самостоятельной отраслью, и масштаб сегодняшней встречи это подтверждает.
Проблемы отрасли во многом типичны.
Практически все сферы профессиональной деятельности в нашей стране сегодня испытывают одни и те же трудности: слабость рынка, недобросовестная конкуренция, устаревшая нормативная база, отсутствие системный подготовки кадров.
Мы, представители законодательной ветви власти, видим свой долг в том, чтобы выстроить четкую систему нормативно-правового обеспечения работы отраслей.
Это можно сделать лишь опираясь на ваши знания, ваш опыт, на понимание ситуации изнутри.
В настоящее время создается впечатление, что государственное управление инженерными изысканиями вообще отсутствует, и в отрасли много неразберихи. В Госстрое нет подразделения, которое бы курировало инженерные изыскания. Не было такого подразделения и в Минрегионе, а теперь, после его расформирования, и не будет.
Рынок изысканий по итогам 2014 года в лучшем случае будет на уровне прошлого года. На изыскательских, да и на всех предпроектных работах, заказчики экономят, сбивают цены и при этом до минимума сокращают сроки выполнения работ.
Между тем, потребность в изыскательских работах огромна. Инфраструктура страны все еще находится в плачевном состоянии. Трагедии с гибелью людей при строительстве, реконструкции и эксплуатации зданий происходят с пугающей периодичностью.
Не решается очень важная народнохозяйственная задача: обязательность проведения инженерных изысканий при планировке территорий. Без этой предварительной информации управление территорией неэффективно.
Крайне слабой остается законодательная база отрасли. Возьмем, к примеру, 337-й Федеральный закон, который ввел понятие "негосударственной экспертизы" в Градостроительный Кодекс. Закон принят, но он фактически не работает. В дорожной карте "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым в 2013 году, о негосударственной экспертизе вообще ничего не говорится. В техническом регламенте "О безопасности зданий и сооружений", вступившем в силу в 2010 году, понятие "негосударственная экспертиза" также отсутствует.
Между тем, в реальности доля негосударственной экспертизы уже составляет 50% по объектам и 22% по объему финансирования.
Реальный процесс формирования цены на предпроектные и проектные работы также весьма далек от тех нормативов, которые прописаны в действующих нормативно-правовых документах.
С точки зрения совершенствования законодательства мы вплотную подошли к необходимости скорейшего решения следующих задач.
Первое. Повышение безопасности объектов строительства. Одни считают, что отмена государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий это правильно, поскольку при существующем уровне бюрократического произвола и коррупции она не эффективна. Другие специалисты предупреждают, что такой шаг обернется катастрофой.
Вдумаемся: доля отрицательных заключений по проектам, рассмотренным Главгосэкспертизой России и ее филиалами в 2013 году составила 32%, что выше уровня 2012 года (25%) и 2011 года (19,7%).
Если развивать негосударственную экспертизу, то ее надо детально прописать в законодательстве. В противном случае наплыв крайне некачественной документации не остановить.
Второе. Страхование ответственности участников строительной деятельности. В настоящее время этот институт находится в подвешенном состоянии, механизмы страхования понятны лишь в общих чертах.
Третье. Малый бизнес отрасли. На словах он поддерживается, а на деле грубо выталкивается с рынка.
На рынке изыскательных услуг наблюдается такое явление, как ценовой демпинг со стороны крупных компаний. В тоже время нередко тендеры выигрывают именно небольшие посреднические фирмы, явно или неявно аффилированные с заказчиком, которые отдают объемы работ за бесценок любому исполнителю, не заботясь о последствиях. В результате новым малым компаниям на рынок практически не пробиться.
Четвертое. На торгах такие базовые категории работ, как цена, сроки, качество, должны быть дополнены характеристикой всего жизненного цикла будущего объекта стоимостью эксплуатации объекта в будущем.
Пятое. Пять лет назад в отрасли был введен режим саморегулирования. Казалось бы, благая цель, а что же в итоге? Проблем меньше не стало, к старым прибавились новые.
Принципы самоорганизации отраслевого сообщества законодательно прописаны очень слабо.
В марте 2010 года Национальное объединение строителей, Национальное объединение проектировщиков и Национальное объединение изыскателей подписали с министром регионального развития соглашение о взаимодействии. В этом соглашении объединения взяли на себя обязательства по совместной разработке нормативных актов.
Мы, законодатели, ожидаем от вас конкретных предложений по совершенствованию правовых и организационных основ изыскательской деятельности. Считаю вашу конференцию важным шагом в этом направлении.
Хочу еще раз подчеркнуть: информация "из первых уст" крайне важна для нормальной законотворческой деятельности.
Никто из депутатов не может знать всего, понимать, каковы интересы профессионального сообщества, кто выступает "за", кто "против" и почему.
Предлагайте, и мы вас услышим и сделаем все, что в наших силах.
Благодарю за внимание!