Депутаты фракции СР внесли в Госдуму поправки в закон о парламентском контроле
см. также ↓Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов, Заместитель Председателя ГД Николай Левичев и депутат фракции "СР" Дмитрий Горовцов внесли в ГД проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ "О парламентском контроле".
В рамках внесенного законопроекта предлагается включить в действующий закон две новые статьи: 91 "Комиссии парламентского контроля Совета Федерации и Государственной Думы" и 92 "Права комиссий парламентского контроля при осуществлении парламентского контроля, а также уполномоченных ими лиц".
Проект закона исходит из того, что такие комиссии образуются по решению соответствующей палаты для осуществления парламентского контроля на длительной основе либо на срок, необходимый для реализации конкретной задачи парламентского контроля или подготовки контрольного мероприятия палаты, применительно к конкретной сфере государственной жизни, правоприменения. Гарантируется право постоянно действующих комитетов, комиссий палат, одной пятой членов палаты, а в Государственной Думе – также фракций по предложению кандидатур в состав комиссий парламентского контроля. Для обеспечения объективного характера деятельности таких комиссий предлагается не включать в их состав: в Совете Федерации – членов палаты от тех субъектов Российской Федерации, которых касается вопрос парламентского контроля; в Государственной Думе – депутатов, избранных по региональной части партийного списка, если вопрос парламентского контроля касается территории данного региона. Однако члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, связанные с данной территорией, могут участвовать в работе комиссии с правом совещательного голоса.
Палаты Федерального Собрания вправе на паритетной основе образовывать совместные комиссии парламентского контроля. В проекте закона закрепляются права палат Федерального Собрания, их комитетов, комиссий, комиссий парламентского контроля, а также уполномоченных ими лиц при осуществлении парламентского контроля. В частности, установлено, что они вправе: запрашивать информацию от соответствующих государственных, муниципальных органов, должностных лиц, общественных и иных объединений, хозяйствующих субъектов любых форм собственности; приглашать на беседу и для участия в мероприятиях парламентского контроля соответствующих лиц.
По решению палаты, комиссии парламентского контроля, уполномоченные ими лица вправе посещать органы, учреждения, общественные и иные объединения, хозяйствующие субъекты любых форм собственности, другие объекты в целях получения объективных данных о состоянии и ходе выполнения законов и иных нормативных правовых актов; знакомиться на месте с документами в целях парламентского контроля, получать копии документов, беседовать с должностными лицами и иными работниками посещаемых органов, организаций, учреждений, объектов.
В законопроекте определено, что комиссии парламентского контроля палат проводят на своих заседаниях специальные, в том числе закрытые слушания по вопросам, ставшим предметом парламентского контроля; вызывают и приглашают на такие заседания соответствующих должностных лиц, экспертов, иных сведущих лиц, явка которых на заседание комиссии является обязательной; при обсуждении вопросов обеспечивают выступления членов комиссии, вызванных и приглашенных лиц; предоставляют возможность членам комиссий изложить особое мнение; представляют результаты своей деятельности по осуществлению парламентского контроля палатам Федерального Собрания в виде информации, отчетов, проектов решений палат; информируют о своей деятельности постоянно действующие комитеты, комиссии палат, вносят на рассмотрение палат, комитетов, комиссий соответствующие вопросы и т.д. Комиссия парламентского контроля принимает решения о временном ограничении на разглашение материалов и иной информации, связанной с работой комиссии, до окончания ее работы.
По решению Совета Федерации, Государственной Думы заключение комиссии парламентского контроля докладывается и может быть обсуждено на заседании палаты. По итогам обсуждения палата принимает решение.
Заключение комиссии парламентского контроля, принятое комиссией, а в случае обсуждения на заседании соответственно Совета Федерации, Государственной Думы – после одобрения палатой направляется государственным органам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным учреждениям и организациям, должностным лицам, полномочным принять меры по устранению выявленных в ходе мероприятий парламентского контроля недостатков. Те, кому направлено заключение комиссии, обязаны рассмотреть его в месячный срок и проинформировать комиссию в письменной форме о принятых мерах.
Федеральные законы "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации", "О парламентском контроле" регламентируют контрольные мероприятия федерального уровня, не затрагивая субъекты Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации осуществляется парламентский контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов, но он не объединен единым подходом. Включение в Федеральный закон "О парламентском контроле" главы об основах парламентского контроля в субъектах Российской Федерации повысит эффективность этой деятельности, определит ее общие параметры для всех субъектов Федерации.
Предлагается дополнить закон главой 21 "Основы парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации", включающей три статьи: 121 "Предмет парламентского контроля"; 122 "Основные формы парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; 123 "Осуществление парламентского контроля комиссиями парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В связи с этим предлагается дополнить закон статьей 16 "Мероприятия парламентского контроля в субъекте Российской Федерации", закрепив право определять их законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Федерации.
В главе 21 "Основы парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены без излишней детализации отправные начала такого контроля с тем, чтобы субъекты Федерации своими законами урегулировали данную сферу деятельности исходя из общих принципов настоящего закона.
Создание системы парламентского контроля, включающей федеральный уровень и контроль субъектов Федерации, будет способствовать дальнейшему повышению роли парламента во всех основных сферах общественной жизни, как органов избранных населением страны, выражающих и защищающих его интересы.
В связи с предлагаемым расширением круга субъектов парламентского контроля, правовой основы их формирования и деятельности, дополнениям подлежат статьи 1, 2, 4 и 5 Федерального закона "О парламентском контроле".
Контроль не должен сводиться лишь к установлению фактов неприменения или ненадлежащего применения нормативных правовых актов, иных негативных обстоятельств. Необходима, что и предусматривается законопроектом, выработка мер и рекомендаций и воплощение их в реальность по более эффективному применению законодательства, приведению его в соответствие с потребностями практики, выявление и устранение причин правонарушений, коррупции, инициирования привлечения к ответственности по результатам парламентского контроля.
Предлагаемые дополнения к закону учитывают опыт парламентского контроля зарубежных стран, в которых парламентами, их палатами создаются постоянные и временные следственные, контрольные, специальные комиссии и комитеты (Великобритания, Италия, США, ФРГ, Япония и другие).
Реализация предлагаемых дополнений к Федеральному закону не требует дополнительных финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.